Можно ли остановить «миграционный ручеек» выпускников?
Поделиться

Можно ли остановить «миграционный ручеек» выпускников?

16 Марта 2017 615

Можно ли остановить «миграционный ручеек» выпускников?

16 Марта 2017 615
Поделиться
Поделиться
Отправить
Один из ручейков миграционного оттока населения из Хабаровского края – это выпускники школ, которые предпочитают поступать в вузы других регионов. Возвращаются они редко, а чаще всего переманивают потом с собой родителей и прочую родню, что превращает ручеек в полноводную реку.

Есть ли возможность остановить этот процесс и так ли соблазнительны дипломы «не отсюда»? Об этом ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала министр образования и науки края Алла Кузнецова.

- Алла Геннадьевна, как-то вообще подсчитывается, сколько выпускников школ целенаправленно готовятся к поступлению в вузы других городов?


- Каждый выпускник 11 или 9 класса самостоятельно с родителями определяет свой дальнейший путь. Сейчас более 80 процентов из них ориентированы на получение высшего образования. При этом ребята имеют право подавать документы в приемные комиссии одного, двух и даже трех вузов. Поскольку они направляются в электронном виде, это не требует выезда в другие территории. Поэтому сделать предварительный прогноз о численности выпускников, ориентированных на поступление в вузы края или за его пределами, невозможно.

- То есть этот показатель не работает «в плюс» или «в минус» школам?


- Задача школы – помочь ребенку правильно сделать выбор профессии в соответствии с его возможностями, желанием и потребностями рынка труда. Куда именно уехал выпускник - это никаким образом не влияет на показатели эффективности учреждений.

- Но все же, педагогические коллективы нацеливают выпускников на выбор вуза в своем регионе?


- Конечно, мы заинтересованы в развитии экономики и социальной сферы Хабаровского края. Поэтому ведется большая работа по профессиональной ориентации именно на те профессии, которые востребованы в регионе. У нас работает проект «Компас самоопределения». Он как раз нацеливает школьников на то, чтобы они учитывали потребности местного рынка труда. В каждом районе края создана муниципальная инфраструктура профориентации. В нее кроме школ входят учреждения дополнительного, профессионального образования и предприятия – потенциальные работодатели. Дополнительно у нас работают Интернет-сайты, помогающие с выбором профессии - «Атлас профессий» и «Компас самоопределения». А еще есть канал на видеохостинге YouTube.

- Звучит это все обнадеживающе. А дальше – после того, как подросток выбрал специальность, помогают ли ему определить подходящий для ее получения вуз на территории края?


- Целенаправленно перед нами задача распределения выпускников школ по вузам края не ставится. Есть контрольные цифры приема, которые формируются ежегодно с участием регионального правительства.
К примеру, в предстоящем учебном году больше половины бюджетных мест на получение высшего образования – 2723 - у нас выделены по инженерным специальностям и направлениям, связанным с техническими науками. 
На втором месте – образование и педагогические науки. Освоить их за счет государства смогут 689 студентов. Дальше идут социологи и врачи – по 677 и 415 бюджетных мест соответственно. В основе – не конкретное закрепление абитуриентов за институтами, академиями и университетами, а стратегическое планирование обеспечения профессиональных потребностей края.

- Существуют ли профильные программы взаимодействия между звеном среднего и высшего образования?


- В крае работает кластерный подход в подготовке рабочих и инженерных кадров. Он предполагает взаимодействие между школами, учреждениями среднего и высшего профессионального образования, а также предприятиями-работодателями для целенаправленной профессиональной ориентации и дальнейшего трудоустройства молодежи. Наглядный пример - в 2016 году в Комсомольске-на-Амуре в пилотном режиме апробирована концепция инженерного образования. Созданы кластеры инженерной направленности по авиа-, судостроению, лесопереработке и химическим технологиям. Школьники имеют возможность на базе профессиональных образовательных организаций получить дополнительные знания и на практике познакомиться с особенностями подготовки по разным профессиям.
Есть профильные классы – под патронажем ДВГУПС, ТОГУ, КНАГТУ, крупных компаний с представительствами в регионе. Так что система работает.

- Есть ли на самом деле проблема оттока населения, когда вслед за детьми-абитуриентами уезжают на ПМЖ в другие города и веси их родители?

  
- Предметно министерство образования и науки края не занимается вопросом оттока родителей вслед за детьми, уехавшими учиться из Хабаровского края. Наша задача – создать условия для получения качественного образования здесь. Для всех 11-классников, а их сейчас чуть больше 5 тыс. Мы стремимся к тому, чтобы ребята, обучающиеся в наших вузах, имели возможность дальнейшего трудоустройства. Вот что главное.
Кстати, есть у наших властей и убедительный аргумент даже для «самых-самых» - 100-балльников и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Если они остаются получать высшее образование в Хабаровском крае – получают стипендию Губернатора в размере 50 тыс рублей.

- Выбор какой специальности может все-таки стать поводом отправиться за дипломом подальше от родного дома?


- В вузах, которые работают на территории Хабаровского края, нельзя получить образование по следующим направлениям: ядерная энергетика и технологии, оружие и системы вооружения, сельское хозяйство, ветеринария и зоотехника, религиоведение, теология и экранные искусства. И, пожалуй, только дипломированному физику-ядерщику будет трудно предложить работу. А все остальные специалисты найдут себе применение и у нас.

Кстати

Между тем в вузы Хабаровского края выбирают тысячи школьников из других регионов. Так в ТОГУ на очную форму обучение поступает порядка 1000 студентов из других краев и областей, что составляет более 60 процентов от числа всех обучающихся в вузе.
Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Комментарии:
Авторизуйтесь на сайте через социальную сеть для возможности комментирования. Авторизуясь, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных.

Другие новости рубрики:
Пётр Егоров много лет отдал гражданской авиации Дальнего Востока
0 18.02.2019 16:15:00
На этой неделе температурный фон превысит норму
0 18.02.2019 14:30:00
Родителям, не успевшим подать заявления, предлагается обратиться в управление образования города
0 18.02.2019 14:00:00
Общество 17.02.2019 11:45:00
Пока специалисты только решают, где они будут
17 Февраля 2019 0
Общество 16.02.2019 14:00:00
А семейные пары вытянули из моря быта на «Ночи психологии»
16 Февраля 2019 0
Общество 16.02.2019 13:00:00
На последнем месте в ДФО – Биробиджан
16 Февраля 2019 0
Общество 16.02.2019 10:00:00
Для получения награды одного аттестата с отличием теперь недостаточно
16 Февраля 2019 0
Общество 16.02.2019 09:00:00
Новый закон разрешил рубить лес рядом с нерестилищами
16 Февраля 2019 0
Общество 15.02.2019 17:00:00
Средства собрали через «Российский детский фонд»
15 Февраля 2019 0
Общество 15.02.2019 16:30:00
Сегодня - 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана
15 Февраля 2019 0
Общество 15.02.2019 16:00:00
Администрация президента не поддержала законопроект о продаже алкоголя на АЗС
15 Февраля 2019 0

Подписка

Доставка новостей на эл. почту
без спама и рекламы
© 2019 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 56, Главный редактор: Оксана Алексеевна Добротворская, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.