Главное
Общество, 16 марта, 13:30

Можно ли остановить «миграционный ручеек» выпускников?

Интервью с министром образования и науки Хабаровского края Аллой Кузнецовой

Можно ли остановить «миграционный ручеек» выпускников?
Один из ручейков миграционного оттока населения из Хабаровского края – это выпускники школ, которые предпочитают поступать в вузы других регионов. Возвращаются они редко, а чаще всего переманивают потом с собой родителей и прочую родню, что превращает ручеек в полноводную реку.

Есть ли возможность остановить этот процесс и так ли соблазнительны дипломы «не отсюда»? Об этом ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала министр образования и науки края Алла Кузнецова.

- Алла Геннадьевна, как-то вообще подсчитывается, сколько выпускников школ целенаправленно готовятся к поступлению в вузы других городов?


- Каждый выпускник 11 или 9 класса самостоятельно с родителями определяет свой дальнейший путь. Сейчас более 80 процентов из них ориентированы на получение высшего образования. При этом ребята имеют право подавать документы в приемные комиссии одного, двух и даже трех вузов. Поскольку они направляются в электронном виде, это не требует выезда в другие территории. Поэтому сделать предварительный прогноз о численности выпускников, ориентированных на поступление в вузы края или за его пределами, невозможно.

- То есть этот показатель не работает «в плюс» или «в минус» школам?


- Задача школы – помочь ребенку правильно сделать выбор профессии в соответствии с его возможностями, желанием и потребностями рынка труда. Куда именно уехал выпускник - это никаким образом не влияет на показатели эффективности учреждений.

- Но все же, педагогические коллективы нацеливают выпускников на выбор вуза в своем регионе?


- Конечно, мы заинтересованы в развитии экономики и социальной сферы Хабаровского края. Поэтому ведется большая работа по профессиональной ориентации именно на те профессии, которые востребованы в регионе. У нас работает проект «Компас самоопределения». Он как раз нацеливает школьников на то, чтобы они учитывали потребности местного рынка труда. В каждом районе края создана муниципальная инфраструктура профориентации. В нее кроме школ входят учреждения дополнительного, профессионального образования и предприятия – потенциальные работодатели. Дополнительно у нас работают Интернет-сайты, помогающие с выбором профессии - «Атлас профессий» и «Компас самоопределения». А еще есть канал на видеохостинге YouTube.

- Звучит это все обнадеживающе. А дальше – после того, как подросток выбрал специальность, помогают ли ему определить подходящий для ее получения вуз на территории края?


- Целенаправленно перед нами задача распределения выпускников школ по вузам края не ставится. Есть контрольные цифры приема, которые формируются ежегодно с участием регионального правительства.
К примеру, в предстоящем учебном году больше половины бюджетных мест на получение высшего образования – 2723 - у нас выделены по инженерным специальностям и направлениям, связанным с техническими науками. 
На втором месте – образование и педагогические науки. Освоить их за счет государства смогут 689 студентов. Дальше идут социологи и врачи – по 677 и 415 бюджетных мест соответственно. В основе – не конкретное закрепление абитуриентов за институтами, академиями и университетами, а стратегическое планирование обеспечения профессиональных потребностей края.

- Существуют ли профильные программы взаимодействия между звеном среднего и высшего образования?


- В крае работает кластерный подход в подготовке рабочих и инженерных кадров. Он предполагает взаимодействие между школами, учреждениями среднего и высшего профессионального образования, а также предприятиями-работодателями для целенаправленной профессиональной ориентации и дальнейшего трудоустройства молодежи. Наглядный пример - в 2016 году в Комсомольске-на-Амуре в пилотном режиме апробирована концепция инженерного образования. Созданы кластеры инженерной направленности по авиа-, судостроению, лесопереработке и химическим технологиям. Школьники имеют возможность на базе профессиональных образовательных организаций получить дополнительные знания и на практике познакомиться с особенностями подготовки по разным профессиям.
Есть профильные классы – под патронажем ДВГУПС, ТОГУ, КНАГТУ, крупных компаний с представительствами в регионе. Так что система работает.

- Есть ли на самом деле проблема оттока населения, когда вслед за детьми-абитуриентами уезжают на ПМЖ в другие города и веси их родители?

  
- Предметно министерство образования и науки края не занимается вопросом оттока родителей вслед за детьми, уехавшими учиться из Хабаровского края. Наша задача – создать условия для получения качественного образования здесь. Для всех 11-классников, а их сейчас чуть больше 5 тыс. Мы стремимся к тому, чтобы ребята, обучающиеся в наших вузах, имели возможность дальнейшего трудоустройства. Вот что главное.
Кстати, есть у наших властей и убедительный аргумент даже для «самых-самых» - 100-балльников и победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. Если они остаются получать высшее образование в Хабаровском крае – получают стипендию Губернатора в размере 50 тыс рублей.

- Выбор какой специальности может все-таки стать поводом отправиться за дипломом подальше от родного дома?


- В вузах, которые работают на территории Хабаровского края, нельзя получить образование по следующим направлениям: ядерная энергетика и технологии, оружие и системы вооружения, сельское хозяйство, ветеринария и зоотехника, религиоведение, теология и экранные искусства. И, пожалуй, только дипломированному физику-ядерщику будет трудно предложить работу. А все остальные специалисты найдут себе применение и у нас.

Кстати

Между тем в вузы Хабаровского края выбирают тысячи школьников из других регионов. Так в ТОГУ на очную форму обучение поступает порядка 1000 студентов из других краев и областей, что составляет более 60 процентов от числа всех обучающихся в вузе.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме