Сегодня, 28 июля, исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного летчика, ветерана Великой Отечественной войны, руководителя Дальневосточного управления гражданской авиации СССР, Почетного гражданина города Хабаровска Бориса Григорьевича Езерского. Из-за бюрократической ошибки его день рождения записали на декабрь. Однако корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» сумел отыскать истинную дату и узнать увлекательные факты из жизни фактически основоположника дальневосточной гражданской авиации.
Комсомолец, в самолёт!
Борис Езерский прошел долгий жизненный путь, прежде чем судьба свела его с Дальним Востоком и нашим городом, ставшим ему родным и любимым. В знак благодарности за эту любовь город признал Езерского своим Почетным гражданином.
Официально считается, что он родился 25 декабря 1911 г. в г. Нальчике, хотя на самом деле Борис Езерский отмечал свой день рождения в июле. В 1930 году он окончил среднюю школу, а в 1931 году пошёл добровольцем служить в Красную Армию.
В 1939 -1940 гг. Б.Г. Езерский участвует в войне с белофинами. В эти годы открыт счет боевым наградам: присвоен орден Боевого Красного Знамени. Великая Отечественная война застала старшего лейтенанта Езерского Б.Г., командира ТБ-3, в Гатчине. 22 июня 1941 года 7-й авиаполк по тревоге был поднят и передислоцирован на запасной аэродром. Только после переброски летчики узнали, что началась война. В этот же день основной аэродром был атакован немцами, но самолетов там уже не было.
23 июня 1941 года Езерский совершает свой первый боевой вылет в этой войне в район Даугавпилса. Танковые колонны врага рвались к железнодорожному узлу, откуда расходились дороги на Ленинград, Псков, Ригу. Был нанесен успешно трехтонный бомбовой удар по танкам, обрушен шквал пулеметного огня. Езерский благополучно вернулся на базу, но был открыт и печальный счет.
Самыми трудными и ответственными были полеты в блокадный Ленинград с октября по декабрь 1941 года. Ставка Главнокомандующего сочла необходимым снять с фронта целый полк самолетов ТБ-3 для транспортировки в осадный город на Неве продуктов, а оттуда вывозить детей, женщин, стариков, раненых. Громадины ТБ-3 были эффективны, так как одним рейсом 40 самолетов могли доставить до 120 тонн продуктов. Полет от Череповца до Ленинграда через Ладожское озеро занимал 6 часов туда и обратно. Поэтому взлетали на рассвете, чтобы засветло вернуться. Летчик Езерский летал каждый день независимо от погоды.
Похоронка - талисман
В летной книжке Езерского есть запись от 16 мая 1942 года о выполнении задания, а затем следующая появляется только в начале июня. Запись гласит, что самолет разбился, на командира эскадрильи Езерского Б.Г. выписана похоронка.
Когда Борис Григорьевич вернулся из госпиталя в полк, командир обнял его и потянул конверт: Держи на долгую память!. Это была похоронка. Он носил ее во внутреннем кармане кителя всю жизнь как талисман, а 16 мая 1942 года считал своим вторым днем рождения.
Авиаполк Езерского направляли в самые горячие точки при обороне и освобождении Москвы, Сталинграда, Ленинграда, на огненной Курской Дуге, Белгорода, Орла, Харькова, Липецка, Киева, Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши, Чехословакии, Германии.
День Победы мая 1945 года он встретил в поверженном Берлине. Расписался на стенах Рейхстага. Случай позволил побывать в Имперской канцелярии Гитлера.
Но война для Езерского не закончилась. 7-й Гвардейский Гатчинский Краснознаменный полк авиации дальнего действия перебросили с Германии в Польшу, оттуда в Монголию. Готовились к боевым действиям против милитаристской Японии. Харбин, Порт-Артур, Дальний, Хэйдзио, Сахалин, Курилы – всюду побывали гвардейцы авиаполка, которым он командовал.
За годы войны восемь летчиков авиаполка Езерского получили высокое звание Герой Советского Союза. А сам авиаполк стал Гвардейским Гатчичинским Краснознаменным.
Начав войну лейтенантом, Езерский завершил ее в звании полковника. До 1953 года охранял мир им покой дальневосточных рубежей от Приморья до Чукотки, командуя отдельным Дальне-разведовательным авиаполком особого назначения, затем Гвардейской транспортной авиационной дивизией.
В Москву за 8 часов
В январе 1953 года судьба военного летчика резко изменилась: по рекомендации Главкома Дальнего Востока Маршала СССР Р. Я. Малиновского Борис Григорьевич Езерский был назначен на должность начальника Дальневосточного управления гражданского воздушного флота СССР.
Так, сын учителя, солдат своей страны возглавил в 41 год крупнейшее по площади и самое труднодоступное по территории Дальневосточное управление гражданской авиации, где полеты были равны подвигам первопроходцев.
В 30-е годы наши знаменитые летчики Водопьянов, Мазурук, Ляпидевский и многие другие летали на гидросамолетах, открывая воздушные трассы. Нигде не было бетонных взлетно-посадочных полос, ангаров, складов для заправки самолетов, социальных условий для проживания работников аэропортов и т.д. Да и объемы перевозок были невелики, так аэропорт «Матвеевка –Хабаровск» в год перевозил до 50 тысяч пассажиров на самолетах АН-2, Ли-2, ИЛ -12.
Через год после прихода Езерского, в марте 1954 года, в эксплуатацию был введен новый аэропортовый комплекс в Хабаровске, который состоял из бетонной взлетно-посадочной полосы длиной 2500 метров, аэровокзала на 400 пасс./час., ангара для двух самолетов ИЛ 14, склада ГСМ, командно-диспетчерского пункта, светосистемы. В том же году произошло перебазирование служб и самолетов из аэропорта Матвеевка (ныне Малый аэропорт).
При Езерском Дальний Восток для столицы стал гораздо ближе: стали летать на самолетах Ту-114 и ИЛ-62, поэтому время в пути сократилось до 8 часов полета вместо 36 часов.
По максимуму!
В конце 60-х годов наш аэропорт приступил к получению статуса международного. Нескорые на принятие решений японцы не устояли перед убедительными доводами Езерского и первые рейсы были открыты именно с Японией.
Много было сделано для авиаторов. Так в центре Хабаровска по ул. Ким Ю Чена, Гайдара, Дикопольцева, Панькова построен целый микрорайон с жилыми домами, магазинами, детскими садами.
На протяжении 20 лет Езерский был депутатом городского и краевого советов народных депутатов. К своему депутату население шло за помощью, он имел высочайший авторитет.
В 1973 года по состоянию здоровья (стало пошаливать сердце) Борис Григорьевич ушел с должности на преподавательскую работу в учебно-тренировочный отряд. Он с шуткой говорил: «Пришло время». Но и тут все организовал в свойственной ему манере - по максимуму. Управление заняло первое место в социалистическом соревновании по министерству гражданской авиации Советского Союза.
Родина высоко оценила заслуги Бориса Григорьевича Езерского. Он награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, Орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Трудового Красного знамени, орденом Красной Звезды и 21 медалью, в том числе за освобождение Кореи и медалью КНР Советско-Китайской дружбы.
Всю жизнь Борис Григорьевич посвятил небу.