Хабаровский край — регион с богатейшей природой, удобной логистикой и развитой промышленностью, сочетание которых открывает большие перспективы по развитию туризма. Какие достижения принес 2016 год и как решать стоящие перед отраслью среднесрочные задачи, рассказал EastRussia заместитель министра культуры — начальник управления по туризму Хабаровского края Виталий Селюков. Сокращенное интервью публикует ИА «Хабаровский край сегодня».
— Иностранных туристов становится больше, в 2016 году показатель вырос на 15% к уровню 2015 года — нас посетило 36 тыс гостей из-за рубежа. Граждан КНР приехало 23,2 тыс человек — на 24% больше, Республики Корея — 8,3 тыс человек, на 38% больше. Из российских регионов Хабаровский край посетили 520 тыс человек, это на 13,3% больше, чем годом ранее. Цифры хорошие — рост, хотя он обусловлен и внешними факторами, например, падением курса рубля, спровоцировавшим приток иностранцев. Но я не умаляю заслуг туристических компаний, занимавшихся строительством новых объектов, сертификацией новых интересных маршрутов — их у нас теперь 72. Эти маршруты, подчеркну, не творчество чиновников. Это был наш посыл бизнесу — создавать. Конечно, мы помогали: собирали туркомпании, везли их в тот или иной район края, показывали события и места.
— В 2015 году мы защитили финансирование туристического кластера «Большой Уссурийский остров — Шантарские острова». Это самый большой по протяженности объект подобного рода — под 1,3 тыс км. Обычно кластер — это точка, и нам долго пришлось обосновывать необходимость именно такой конфигурации — вдоль Амура и в море. Но она объективно необходима. Мы думаем на перспективу. Сегодня на реке нет круизных судов, и круизного туризма как такового нет. Потенциал огромный, но нужно воссоздать береговую круизную инфраструктуру — без нее нельзя будет запускать теплоходы.
— Вопрос упирается в средства. Когда-то по реке ходили семь круизных судов, но последнее из них, теплоход «Василий Поярков», выведено из эксплуатации три года назад. В свое время по нашему заказу готовили проект современного круизного судна специально для Амура. По стоимости вышло от 500 млн до 2 млрд рублей. Это не совсем то, что мы хотели.
Но частного инвестора пока нет, и деньги это очень длинные — окупаемость до 17 лет, плюс к тому, для выхода на рентабельность нужно иметь от трех до шести судов. Государство вкладывать в это не будет, забот и так хватает.
— Суммарное финансирование объектов кластера — 632,5 млн рублей. Их несколько. Это — с юга на север — комплекс «Заимка», набережная Хабаровска, комплекс «Воронеж», село Сикачи-Алян. Так дойдем и до Николаевска-на-Амуре, в низовья. Конечная точка — бухта Онгачан в Охотском море, знаменитый «родильный дом китов». Там создается базовый лагерь для приема туристов. Пока он рассчитан на комфортное проживание 50 человек: домики, бани, вышка для наблюдения за морем. Оттуда организуются радиальные туры для людей, желающих посетить Шантарский архипелаг.
— Пока хватает, потому что большая проблема — это транспортная доступность тех мест, да и сезон недолгий, август-сентябрь. Заброска в Онгачан возможна только вертолетами через населенные пункты Бриакан или Березовый. Стоимость полетного часа — от 140 тыс рублей. А только от Бриакана, где осуществляется дозаправка, до бухты — почти два часа полета. Соответственно, туры дорогие — только на транспорт каждому участнику нужно потратить от 100 тыс рублей. Питание, снаряжение, работа гидов, использование лодок — дополнительные расходы. Но Шантары — это то, что стоит увидеть.
— Первый транш пришел в 2016 году — 177 млн рублей. Начали с набережной. Работы серьезные: все вскрывается, укрепляется, ставятся ротонды, новые фонари, укладывается новая брусчатка, прокладываются сети. Будет фонтан, и вообще вся набережная преобразится — рядом запланирована новая гостиница, объекты питания.
— Мы надеемся, этот проект когда-то состоится. Сейчас готовая инфраструктура для того, чтобы швартоваться и хранить суда, есть на «Заимке». Возможно, получится решить вопрос с организацией на речном вокзале «Заимки» временного пункта пропуска, пока не построен стационарный пункт на самом острове — на границе. Собственник комплекса вложил бы средства и в пункт пропуска на острове, но из-за неопределенности с механизмом возврата средств проект невыгоден.
— Вовсе нет. Прошел уже тот этап, когда мы своим сходни подавали металлические или деревянные, а зарубежным гостям — в коврах. Для нас одинаково важны все. Тем более что сейчас туристы, независимо от того, откуда они, оставляют примерно одинаковые средства. Ажиотажный спрос со стороны граждан КНР на косметику, брендовую одежду, золото, продукты питания из-за падения курса рубля — это все временное. Это то, что как пришло, так и уйдет. А мы ориентируемся прежде всего на тех, кому интересны наша культура, обычаи, природа. Для таких мы и разработали 72 маршрута по краю, и это еще не предел.
— Ведется большая работа по повышению туристической привлекательности второго по величине краевого города — Комсомольска-на-Амуре. Там тоже должен появиться туристско-рекреационный кластер, который будет состоять из четырех площадок в самом городе и пятой в соседнем Солнечном районе — комплекса «Холдоми», нашего главного горнолыжного объекта. Это место рекреации для самих жителей и приезжих. Суммарная стоимость проекта — около 4,8 млрд рублей. Финансирование в размере 927 млн рублей. в рамках реализации комплексного плана развития города выделит федеральный центр. Еще около 3,7 млрд рублей. должны составить внебюджетные вливания. Также 2,8 млрд рублей. будет выделено по линии Минстроя на реконструкцию набережной Комсомольска-на-Амуре. Эти суммы уже зафиксированы в правительственном постановлении. Это позволяет надеяться, что город получит новый импульс развития и с точки зрения туризма.
— И не только его. Мы сегодня занялись и Чегдомыном, там есть объект СУЭК — «Ургалуголь». Объект интересный, но сложный: добираться не очень удобно, гостиницы как таковые отсутствуют, ресторанов нет. Но мы видим, что есть заинтересованные. Например, школьники из других районов края — для них это может стать элементом краеведения, и, может быть, даже определения будущей профессии. Стоимость такого маршрута «Чегдомын — край черного золота» начинается от 2,8 тыс на человека — это вполне доступно.
Хорошо себя в этом плане показал Дальневосточный конгресс инженеров. С 2018 года по четным годам в Комсомольске-на-Амуре намечено проводить Комсомольский авиакосмический салон — в сентябре, когда в Хабаровском крае самая хорошая погода.
— Да, мы видим, что пока — не во всем. Московский авиакосмический салон принимает до миллиона посетителей. В Комсомольске-на-Амуре со всеми базами отдыха и мотелями — около 950 гостиничных номеров. Это крайне мало. В Хабаровске, для сравнения, единовременно можно разместить порядка 5 тыс человек, и новые гостиницы строятся. В 2017-2018 годах будут сдаваться три объекта класса три-четыре звезды на 400 номеров, в том числе отель сети Hilton.
— Скажу так: если говорить о поддержке из бюджета, на отрасль, конечно, смотрят далеко не в первую очередь: впереди «социалка», промышленность, оборона и так далее. Осложнилась ситуация в экономике — и тут же неизбежно сократился объем средств на профильную федеральную целевую программу. Да и из краевого бюджета мы пока можем относительно небольшие субсидии выдавать по туристическому направлению. Но важно другое.