За свою восьмилетнюю карьеру чёрный лабрадор-ретривер Дий король небесного Олимпа (так полностью звучит его имя) около 150 раз обнаружил запрещенные к провозу предметы и вещества. Недавно пёс-рекордсмен ушел на пенсию. О том, как он служил и как поживает сейчас, рассказал его сослуживец и старший товарищ специалист первого разряда кинологического отдела Уссурийской таможни Максим Брагин.
- В 2010 году я только пришел в таможню, но за плечами уже был 10-летний опыт работы с караульными и патрульно-розыскными собаками. Мне предстояло выбрать партнера для совместной работы. Просмотрев калейдоскоп предложений заводчиков, я приметил одно объявление. Отдавали полуторагодовалого черного лабрадора. Питомец, участвовавший когда-то в выставках, осиротел после гибели хозяина, - рассказал Максим Брагин. - Встретились и сразу друг другу понравились. Пес веселый, скачет за мячиком, как муха. «Значит сангвиник, для работы такая подходит» - подумал я.
С тех пор и много лет подряд по 24 часа в сутки они были вместе.
- Сложнее всего было научить не реагировать питомца на сторонние раздражители. Для этого, бывало, вывозил в незнакомое место, например в поле, давал команду замереть, а сам удалялся «в засаду» для наблюдения, устраивая аудиопровокации в виде холостых выстрелов, - вспоминает Максим Брагин.
После первого этапа предстояло вникать в профессиональные тонкости. Чтобы научиться распознавать наркотические вещества, отправились в Майкоп на трехмесячные курсы. А дальше серьезная работа - досмотр пассажиров на русско-китайских границах пропусков «Пограничный – Суйфэньхэ», «Полтавка – Дуннин».Нашел и ухмыльнулся
- Помню, в морозный день на «Полтавке» произошло одно из первых обнаружений. Границу пересекали китайские пассажиры. В один момент мой пес, почуяв запрещенный объект, тряхнул головой и уставился на меня довольным взглядом. Это был нестандартный сигнал, но я его понял и расшифровал, - утонил кинолог. – Иностранцев выстроили вряд, тогда Дий касанием лапы прикоснулся к ботинку «избранника». Оказалось, пассажир пытался пронести через границу струю кабарги и сушенные части тела северного оленя под одеждой, привязав контрабанду к животу.
Кстати, именно такие элементы флоры и фауны попадались при досмотре чаще всего. Порой, объем находки здорово удивлял. Так, например, был задержан курьер с 5 кг дальневосточного трепанга, стоимостью около 400 тысяч рублей. Порой в зону поиска попадали и наркотические вещества.
- Поступила задача осмотреть автобус, который направлялся из села Осиновка. По информации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков мы знали, что в салоне находится наркокурьер. На проверку 48 пассажиров отвели 3 минуты. При поиске Дий настойчиво обозначил двух мужчин. Их осмотрели, но контрабанды не обнаружили, - вспоминает хозяин собаки. - «Неужели мой питомец ошибся, быть не может», - подумал. После чего стал проверять сиденья подозреваемых. Под одним из них был прикреплен пластиковый контейнер с гашишным маслом. В результате было заведено несколько уголовных дел.
За успешную работу Дий получал премию в виде сыра, колбасы, излюбленного вяленного мяса или сахарной косточки, которой и так его частенько баловали домочадцы.Причем, с каждым годом поисков пес становился более уверенным, с точностью выполнял команды. И если сначала он работал за вознаграждение, затем воспринимал работу как служебный долг, ища закладки даже во время прогулок.
Согреть лапы рукавицами
- Я еще ребенком был просто одержим собаками. Родители запрещали заводить животное, поэтому я наперечет знал всех дворняг, скитающихся по району. Наверное поэтому, повзрослев, с таким теплом заботился о всех своих питомцах, дома у меня всегда живут пару котов и собака . Но Дий был для меня особенным, - говорит кинолог. - Помню, однажды до «Полтавки» пришлось добираться на промерзшем автобусе. Тогда, чтобы Дий не простудился, пришлось одолжить ему свои рукавицы, растереть замерзшие лапы. Да и как можно было его не любить. Ласковый и добродушный, он носился по двору, ласкался, а зимой катал детей на санках.
По словам Максима, покончить с карьерой таможенника псу пришлось в девять лет, когда начались проблемы с суставами.
- По договору с таможней я не мог оставить Дия себе. Пришлось найти ему теплый дом и нового хозяина. К счастью, на «Полтавке» работал знакомый электрик, который забрал собаку в деревню Новогеоргиевку, - говорит Максим Брагин. - С тех пор увидеться с ним не получается но я его помню, порой даже вижу во сне. Ведь он мой самый лучший напарник.