Главное
Общество, 31 августа, 12:15

Впереди на лихом коне

Пятидесятое 1 сентября Василия Волосникова

Впереди на лихом коне
Фото: ИА Хабаровский край сегодня
Тридцать два года подряд старт новому учебному году в хабаровской школе №85 дает ее бессменный директор Василий Александрович Волосников. Нынешнее 1 сентября будет для него особенное: пятидесятое в его учительской практике.

На кону кефир

Конец 80-х годов, в воздухе витает дух анархии, в подростковую среду все настойчивее проникает воровская романтика, у школ практически не стесняясь трутся «смотрящие». Вот в такое непростое время учителю физкультуры с почти двадцатилетним стажем предлагают возглавить школу №85 Южного микрорайона.

Там вместо положенных 800 – 1900 учеников, из-за тесноты часть классов перевели в находящееся неподалёку помещение детского сада. Успеваемость практически на нуле.

Мастер спорта СССР по тяжелой атлетике Василий Волосников четко знал, как заставить подростков и детей себя слышать, - надо объединить их общим делом, вселить в них дух соревновательности. Ничего лучше, чем спорт, в данной ситуации придумать было нельзя.

Но спортивного инвентаря в школе практически не было, старый стадион зарос бурьяном.
- Кинул клич по учителям, кто-то мяч принес, стадион привели в порядок своими силами. И сразу же объявили баскетбольный матч между старшеклассниками и учителями. На кону несколько бутылок кефира, - рассказал педагог ИА «Хабаровский край сегодня». – Сначала мальчишки воспринимали матчи как баловство, приходили с ухмылкой. Постепенно интерес укреплялся, образовались команды со своими лидерами, сформировалось расписание тренировок. Позже всем коллективом начали строить спортивную площадку с секторами для прыжков и метания.
 
ЭксклюзивКультура
Профессор пединститута русский язык выучил благодаря военным
03 декабря 2018, 10:30 0


Выезды на соревнования, первые победы, так постепенно соревновательный дух захватил всех школьников. А тут так: хочешь быть первым в спорте, быть полноправным членом команды – будь добр подтяни и учебу.

Параллельно Волосников формировал сильный коллектив учителей физкультуры, искал, где только мог и как мог уговаривал, сулил перспективы. Коллеги знали – Василий Александрович человек слова, и за ним пошли. В результате в самой обычной школе появилось сразу 9 учителей физкультуры, большинство из них мастера спорта в разных видах спорта, в том числе в лыжных гонках, легкой атлетике и так далее. Похвастаться таким богатством не каждая спортивная школа могла, а уж тем более школа обычная.

9 уроков в неделю

Чтобы стать успешным педагогом, нужно соблюдать одно правило, убежден Волосников.
- Командир должен быть впереди на лихом коне. Иначе как привить детям желание учиться, тренироваться, если не быть одержимым самому? 

школа 2.jpeg

   
Несмотря на нескончаемые директорские заботы, Василий Александрович учительской нагрузки никогда с себя на снимал, ведет по 9 уроков физкультуры в неделю.

Кстати, увлекся спортом он, можно сказать, по счастливому стечению обстоятельств. Учился в школе на Камчатке. Однажды прислали к ним по распределению учителя физкультуры, парень душой горел за свое дело. В результате многие стали спортсменами, а некоторые и профессию выбрали по примеру любимого преподавателя. Так будущий директор школы №85 махнул после школы в ближайший педагогический в Хабаровск да так и остался здесь навсегда.
- В работе руководствуюсь принципом – не мерить детей по нормативу. Рост метр с кепкой или два метра, полный или худощавый – всем всегда нужно давать шанс стать лучше, главное верить, что человек может. Выше прыгнуть, больше пробежать, выучить урок на «отлично». Махнуть рукой – это просто, а вот убедить ребенка, что он способен даже на маленький подвиг, – это труднее, и на это я нацеливаю учителей нашей школы. Мы всем стараемся помочь, даже иногда тогда, когда уже, кажется, сделать ничего нельзя. Был случай, когда наш десятиклассник попал в следственный изолятор за кражу, из-за этого он мог не получить доступ до экзаменов и аттестат. Мы добились, чтобы он, будучи заключенным, получил свидетельство о незаконченном среднем образовании. Хоть какой-то шанс вернуться к нормальной жизни.

Давно замечено, что хороший учитель помнит в лицо, а чаще и по именам практически всех своих бывших учеников. У Василия Александровича их за время работы больше 10 тысяч. И, конечно же, он всех помнит. А еще гордится, что среди выпускников его школы - четыре чемпиона мира, более 40 мастеров спорта, несколько его учеников входят в состав олимпийской сборной России.

А между тем, чего уж там скрывать, некоторые ребята были когда-то отъявленными хулиганами. Впрочем, теперь уже анализируя свой опыт работы с подростками, такие превращения директору уже не кажутся непривычными.


эту2.jpeg

- С ребятами поддерживаем связь десятки лет. Время от времени собираемся, чтобы попить чай или устраиваем соревнования, например, пробежки по городу, – улыбается директор. – Приятно, что мои ученики мне доверяют, звонят посоветоваться, многие своих детей в школу приводят, просят: «Василий Александрович, воспитайте, как нас воспитывали».

Физкультура – это, конечно, не единственный, но самый простой и универсальный способ сформировать в ребёнке основу характера, такие черты, как дисциплинированность, целеустремлённость, уверенность в своих силах и прочее, считает Волосников:
- Такая база пригодится во всех сферах жизни. Когда она есть, дальше ребенку надо дать право выбора, - говорит педагог. - Заставлять выбирать что-то в жизни, что кажется вам правильным, – поломать ему жизнь. Человек, у которого уже есть волевой характер, сам разберется, куда себя применить. Мы своих детей так воспитываем. И среди выпускников есть отличные врачи, учителя, генералы, музыканты, артисты.

Неизменный постулат

Между тем, долгое время параллельно работе в школе Василий Александрович выполнял обязанности депутата городской думы, отстаивая интересы не только своего образовательного учреждения, но и всей отрасли.

И, вопреки популярному сегодня мнению, что среднее образование в стране становится все хуже, он считает, что школа меняется в лучшую сторону.
- Конечно, за десятки лет многое в школе видоизменилось, но главным и неизменным остается одно – взаимоотношения педагог – ученик. Здесь все по-прежнему: ребенку надо дать возможность раскрыться, обнаружить его лучшие стороны, и этот постулат никто не изменит.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме