Согласно карте, это два разных города, с итальянской стороны — Гориция, со словенской — Нова-Горица. Но по факту — одна большая агломерация, существующая в общей экономической системе. Люди живут в словенской части, а на работу или учебу ездят в итальянскую, заправляться и обедать стараются в Нова-Горице, где цены куда ниже, но одежду покупают в Гориции.
У двух городов есть смежная точка — площадь Единства Европы, она же Трансальпина. С 1947 по 2004 год посреди площади проходила бетонная стена, разделявшая Италию с Югославией, а после развала последней, со Словенией. В 2004 году, со вступлением Любляны в ЕС и Шенгенскую зону, стену торжественно снесли.
9 марта 2020 года на фоне катастрофического роста числа инфицированных коронавирусом на севере Италии словенские власти решили закрыть границу и перегородили площадь Единства Европы двухметровым металлическим забором. «Стену» с обеих сторон круглосуточно патрулируют полицейские.
Как рассказала жительница Нова-Горицы Анна, на самом деле границу возвели из-за страсти итальянцев к пиву. 9 марта, в первый день итальянского карантина, многие жители Гориции, где все заведения уже были закрыты, решили пойти выпить в словенской части города.
— И тогда итальянский глава города пожаловался словенскому, что народ не соблюдает режим самоизоляции и регулярно ходит выпивать к словенцам. Чиновники договорились восстановить границу. Сначала поставили невысокие красно-белые барьеры, а потом воздвигли забор, — пояснила Анна.
Она отметила, что в Словении очень мягкие условия карантина: жителям с 20 апреля разрешено свободно гулять, ходить в лес, маски нужны только в общественном транспорте и магазинах. В Италии же – очень жесткие.
— Однажды я пошла поговорить через забор с подругой. В тот день там было довольно много людей, они общались через решетку. С итальянской стороны забора все были в масках, резиновых перчатках, и люди реагировали на любой звук проезжающей машины, потому что боялись, что их поймает полиция.
И итальянцы, и словенцы по обе стороны «забора» возмущены политикой Рима и Любляны. Как рассказал житель итальянской Гориции Йоси Торош, он уже два месяца не может увидеть свою мать и дочь, которые живут в словенской части города.
— Мои родственники остались в Словении. Раньше, до всего этого, я приезжал к ним раз в 2–3 дня, дочь оставалась с бабушкой. Вот уже два месяца я вижу их только через забор, и то, если рядом нет полиции, — пояснил Йоси Торош.
Он добавил, что теоретическая возможность вернуться в Словению у него сохраняется, однако ему придется просидеть две недели на карантине. Это будет убийственно, поскольку тогда его уволят. Проблемы, как он отметил, возникают даже у тех, кто имеет двойное гражданство.
По словам другой жительницы итальянской части, Эвели Жбогар, в словенской части люди жарят шашлыки, ходят на пикники, с их стороны границы постоянно звучит веселая музыка, слышен детский смех. В это же время в ста метрах от них итальянцы боятся и шага сделать на улицу.
Когда демонтируют пограничный забор, неизвестно.
СПРАВКА
Территория этой провинции отошла Италии после раздела Австро-Венгрии в 1918 году.
По Парижскому мирному договору 1947 года большая часть провинции была возвращена Югославии, за исключением крупнейшего города Гориции. Однако словенское население, вынужденное переехать из Италии, начало селиться прямо у границы, тем самым возник город Нова-Горица.