Почти 600 съедобных
Причем, в Хабаровском крае нет не только особого обилия грибов, но нет и учёных-микологов, которые их глубоко изучают. Ближайшие специалисты работают во Владивостоке и Благовещенске. К нам они приезжают только в командировки.
- На самом деле на небольшой территории Большехехцирского заповедника, который расположен совсем близко к Хабаровску, учёные регулярно делают научные открытия. И чаще всего именно микологи, на втором месте – энтомологи, которые изучают многочисленных насекомых, - говорит ведущий научный сотрудник Дальневосточного НИИ лесного хозяйства Виктор Грек. – Я сам грибами занимаюсь в качестве практика. Всё-таки они часть лесного хозяйства. В справочнике по съедобным грибам Дальнего Востока 1971 года издания описано 180 видов. В 2003 году составитель сборника Павлова включила в него уже 380 разновидностей, а в 2015 году свет увидела публикация, где подробно рассказано уже о 529 видах съедобных грибов нашей тайги.
Косой не покосить
Только при всём видовом многообразии Виктор Грек категорически не может назвать Хабаровский край грибным раем. Опять-таки с практической точки зрения.
- Дальний Восток – плохое место для сборщиков грибов. Дикие леса, обильная поросль. Как ни странно, в неосвоенных лесах самые ценные для грибников белые, грузди, подосиновики и так далее не очень хорошо растут. А наши кедры не самые лучшие друзья грибов, - объясняет он. – Моё детство, например, прошло в Волочаевке. А впервые по-настоящему массовый сбор грибов увидел, когда уехал в Ленинград учиться в топографический техникум. Там при многомиллионном населении люди в лесу грибы едва ли не косой косили. Кто раньше встал – собрал белые, кто следом идёт – подосиновики, ну а самым ленивым остаются волнушки. На сыроежки даже не смотрят.
На Дальнем Востоке самые грибные места расположены там, где активную хозяйственную деятельность развил человек.
- Например, когда у нас на левобережье Амура оборудовали систему полей и мелиоративных каналов, они осиной заросли, вот там-то и появилось очень много грибов. Ну а сейчас эти рёлки заросли. Над осиной клёны поднялись и маньчжурские орехи. И белых с подосиновиками уже практически не найдёшь, - говорит эксперт. - Такая ситуация характерна для многих мест.
С медведем по трюфели
Специалист считает, что нашим грибникам, в отсутствие возможности «косить урожай косой», стоило бы присмотреться к видовому разнообразию.
- У нас в дендрарии мне как-то на глаза попался удивительный гриб – мутинус собачий. Вид краснокнижный. Выглядит не очень прилично, и при этом источает необычайно сильную вонь гниющего мяса. Споры его мухами разносятся. Тем не менее, он съедобен, пока «молодой». Очень много съедобных и даже вкусных грибов люди просто не знают. Например, есть кесарев гриб, существуют съедобные трутовики. На гниющих стволах растут вешенки ильмовые. Прекрасные грибы! Если удастся найти колонию, за один раз с дерева можно доверху набить лукошко.
Мутинус собачий
Самые ценные в мире грибы, как известно, трюфели. Вы удивитесь, но и они в Хабаровском крае есть.
- Мало кто знает, что на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае, в частности, растут сразу две разновидности: трюфель краснеющий и трюфель красно-бурый. Они необычайно дороги. Известно, что на одном из американских аукционов за килограмм этих грибов цена подскочила до 30 тысяч долларов! У нас этот гриб собирать не умеют, находят только случайно и очень редко. Всем известно, что трюфели ищут при помощи специально обученных свиней. Но можно и при помощи натасканных собак, хотя свиньи намного лучше. Ну а самым эффективным поисковиком грибных драгоценностей считаются медведи. Они их вынюхивают за версту.
Даже коснуться страшно
Но все же экспериментировать надо крайне осторожно. Соблюдая главное правило любого грибника: не уверен - не бери. Поскольку разобраться среди условно съедобных (как, например, весенние сморчки) и условно ядовитых очень сложно. Есть даже съедобные мухоморы.
- Во время экспедиций на север нашего региона я лично наблюдал увлечение каюров-оленеводов. Спирт в те края завозили редко, да и кончался он быстро. Магазинов в тундре нет. Они собирали обыкновенные красные мухоморы. Как-то их обрабатывали, ели и балдели по вечерам, как от водки, - рассказывает Виктор Грек. – А вот бледная поганка – гриб безусловно опасный. Он содержит сильнейший яд – аманитин. Его действие коварнее и сильнее ядов кобры и гюрзы. Этот гриб нельзя даже в руки брать без перчаток. Вещество способно проникнуть в организм человека через поры кожи. Летальность отравления бледной поганкой – 90%. Коварство её яда в том, что сначала человеку становится плохо, тошнит, резкие боли в животе. А затем наступает мнимое облегчение. Вроде бы всё позади. А в это время токсины стремительно разрушают внутренние органы, и человек погибает часто от почечной недостаточности.
Трюфель краснеющий
С другой стороны, в мире грибов есть и лекарственные. Знаменитую чагу активно скупают в наших краях японцы. Этот паразитирующий на березе древесный гриб оказался одним из лучших средств для профилактики онкологии. Об этом писал ещё Солженицын в своём романе «Раковый корпус».
- Важно отметить, что грибы - сложная пища для нашего организма. При обычной варке, жарке или солении усваивается не более 70%. Лучший способ приготовления этого продукта – сушка. Причём грибы обязательно должны быть молодые и их важно измельчить. В таком виде они и храниться могут долго, и полезных веществ сухой гриб после приготовления способен отдать почти в два раза больше, - отметил специалист.
Кстати
Трюфели растут под землей небольшими группами, в которых насчитывается от 3 до 7 плодовых тел, преимущественно в лиственных лесах. Но, в зависимости от вида, могут расти и в хвойных. Место, где можно найти трюфели, обычно отличается чахлой растительностью. Нередко над зрелыми трюфелями кружится мошкара.
У грибов сильный приятный запах. Цвет мякоти зависит от вида и может быть разным - черным, белым, серым и т.д. В род трюфелей входит более сотни видов.