Главное

Будем ездить на обещаниях транспортных начальников?

12.01.2017
Шабалина
Ольга

Обозреватель ИА «Хабаровский край сегодня» Ольга Шабалина – о том, что в Хабаровске пассажиры и система, их обслуживающая, живут в параллельных реальностях.

«Как вы тут вообще живете???», - этот пассаж моей «мааасковской» подруги, приехавшей навестить родителей на новогодних каникулах, прозвучал несколько раз за вечер, с увеличивающейся долей трагизма и вопросительных интонаций.

На этот раз, поскольку предмет возмущения был не расплывчатым, как обычно бывает у дальневосточных «эмигрантов», а вполне конкретным, спорить и бить себя кулаком в грудь в духе патриотов своей малой родины было как-то неудобно. А задалась эдаким философским вопросом бывшая хабаровчанка, простояв вечером в один из первых январских дней на остановке в ожидании нужного автобуса 30 минут.

Поначалу я предприняла попытку отшутиться: дескать, помнишь, как 20 лет назад мы в институт ездили и обратно? Бывало, больше часа морозиться приходилось, и ничего. А потом опять стало неудобно. Что два десятилетия спустя в центральном городе федерального округа так и не отлажена система общественного пассажирского транспорта.

Та ситуация, что сложилась с окончанием праздничных каникул, стала не просто испытанием на выносливость десятков тыс человек, живущих в разных районах Хабаровска. Она (в очередной раз) показала, что пассажиры и система, изначально рассчитанная на обеспечение их возможностью передвижения, живут в каких-то разных реальностях. Складывается ощущение – что даже не в параллельных.
Потому что люди – все-таки, наверное, не просто так начали закидывать пачками жалоб мэрию и местные телеканалы. Все-таки им по факту стало сложно утром уезжать на работу и вечером возвращаться домой. Сложно – в данном случае означает длительное ожидание, теснота в салоне и медлительность имеющихся автобусных маршрутов.

Но проведенные по горячим следам рейды сотрудников муниципального управления транспорта выявили полную идиллию: что из Березовки, что из Авиагородка, что из Индустриального района – на глазах у проверяющих уехать смогли все. Да еще и машины на тех направлениях, где сокращению подверглись 5 маршрутов, были «не целиком наполненные».

Это напомнило мне мониторинг, проведенный в прошлом году экспертами из ТОГУ. Студенты тогда, вручную пересчитавшие пассажиров, дали возможность авторам исследования безапелляционно заявить: маршрутную сеть в краевой столице надо сократить вдвое. И будет на дорогах свободно, а людям вообще замечательно.

Люди, как часто бывает между теоретиками и практиками, научного посыла не поняли и начали волноваться. И, как выясняется теперь, было из-за чего…

Теперь какое-то время, наверное, можно прожить обещаниями начальника городского управления транспорта. Он клятвенно заверил хабаровчан с экранов телевизоров, страниц печатных и виртуальных изданий, что дальше пострадавшей пятерки маршрутов дело не пойдет. Глядишь, народ попривыкнет, как обычно, и утихнут споры.

А как же тогда те самые научные изыскания? Графики и расчеты, дающие расклад двойного (!) перенасыщения магистралей автобусами и легкости перетасовки пассажиров по дублирующим маршрутам?

Может, потраченные на это средства можно было бы сразу пустить на обеспечение людей некими транспортными картами, о необходимости которых так долго говорили больш… простите, ученые? Они, кстати сказать, и о существовании инвесторов, готовых в это вложиться, говорили. И картина рисовалась в их докладах и презентациях сказочно прекрасная. Ждать нам автобусов-троллейбусов-трамваев-маршруток не придется, пересаживаться в нужном направлении станет легко, а экономить с теми самыми транспортными картами будем ого-го как.

Возможно, я бы призвала сейчас наших читателей настроиться оптимистично и дождаться полной свободы передвижения вне зависимости от наполняемости кошелька и наличия собственного авто. Если бы не «приветы» из другой, по каким-то причинам непонятной нам, пассажирам, действительности. 

Где директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков города Хабаровска» Валентин Шадуя позволяет себе бросить недовольным: «Даже сегодня, после того как мы привезли новые автобусы с комфортабельным салоном, находятся пассажиры, которые ездят в них и жалуются: кому-то сидения кажутся слишком мягкими, кому-то пол слишком чистым…» (цитата). А как вам рассуждения уже упомянутого начальника управления транспорта администрации Хабаровска Сергея Суковатого: «Вот к примеру взять улицу Карла Маркса. Сегодня по ней ходит 31 маршрутка и 385 единиц транспорта. То есть на одного пассажира — 3 автобуса...»?

Опять возникает чувство неудобства. Из-за того, что теперь уже губернатор края поручает градоначальнику проанализировать ситуацию с отменой нескольких маршрутов и вывести систему транспортного обслуживания на новый качественный уровень. Из-за того, что разбором локального сигнала вряд ли удастся что-то всерьез изменить.

Из-за того, что еще несколько лет назад узнала, что владелец одного коммерческого автобуса чистой прибыли имеет больше тысячи долларов в месяц (при вдвое меньшем тогда соотношении доллара к рублю), т.е. эта сфера вполне может быть доходной бизнес-нишей и вполне может на хорошем уровне удовлетворять потребности пассажиров.

Из-за того, что, как показывает практика, в общественном транспорте вполне может быть тепло зимой и комфортно летом, а закон обещает нам вежливых кондукторов и некурящих водителей.

Из-за того, что пока еще есть повод у приезжих спрашивать меня и моих земляков «как вы здесь живете?».

По теме