Если инициатива получит поддержку, зарплата сотрудников прокуратуры увеличится в среднем с 80 тыс. до 170 тыс. рублей. По подсчетам «Известий», нагрузка на бюджет в итоге вырастет на 4 млрд рублей.
Сегодняшний уровень оплаты прокурорского труда Юрий Чайка считает слишком низким. В качестве аргумента он приводит опыт развитых стран, где «конституционно-правовое положение прокуроров, уровень их социальной защищенности, включая финансирование, соответствуют судейскому». Согласно резолюции на письме, глава кабмина уже поручил Минфину подготовить соответствующие предложения. Это подтвердил и близкий к правительству источник.
Согласно изменениям, внесенным в 2016 году в закон «О прокуратуре», «размер денежного содержания прокурорских работников повышен и предполагается его дальнейшее увеличение», отмечает в своем письме Юрий Чайка. Однако это генпрокурор считает недостаточным.
Особое беспокойство у главы надзорного ведомства вызывают оклады коллег по силовому цеху. По его информации, Следственный комитет РФ прорабатывает вопрос о приравнивании зарплат сотрудников СК к прокурорским. От «необоснованной практики» распространения на следователей всех нововведений, касающихся соцзащиты прокуроров, следует отказаться, уверен Юрий Чайка.
В письме упоминается и реформа 2010 года, после которой началось затяжное противостояние Генпрокуратуры и получившего независимость Следственного комитета. В результате разделения функций у прокуроров появились полномочия по надзору за следователями. Поэтому прокурорский статус непременно должен быть выше, чем «у сотрудников поднадзорных правоохранительных органов», отмечает Юрий Чайка в своем обращении.
В связи с этим генпрокурор и предлагает приравнять оплату труда работников своего ведомства к зарплате, которую сегодня получают федеральные судьи, ведь обе структуры обеспечивают «конституционную законность, защиту прав граждан и интересов государства».Относительно высокий размер судейских зарплат в свое время был установлен в том числе для того, чтобы обеспечить их независимость, отмечает судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. Насколько состоятелен этот аргумент в отношении работников прокуратуры — вопрос, считает она. Прокурор независим от правительственных структур, но, работая в централизованной структуре, он зависит от своего начальника.
Что касается зарубежного опыта, то в разных государствах статус прокуроров заметно отличается, сказал федеральный судья в отставке Сергей Пашин.
Никаких оснований для уравнивания российских судей и прокуроров в гарантиях нет, согласен и Сергей Пашин.