Главное
Общество, 10 декабря, 11:30

Якутию хотят заселить мамослонами

Это станет локальным решением для сохранения вечной мерзлоты

Якутию хотят заселить мамослонами
В рамках международного проекта по борьбе с таянием вечной мерзлоты на Северо-Восточной научной станции в Якутии хотят развести мамослонов, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Коммерсант».

Таяние вечной мерзлоты — одновременно и последствие, и причина климатических изменений. В процессе таяния высвобождается органика, ее разлагают бактерии, выделяя парниковые газы, а они в свою очередь усиливают глобальное изменение климата и «заводят» таяние мерзлоты на новый круг.

Климатические изменения могут привести к «отступлению» мерзлоты до 100 км на север, сходятся во мнении ученые из Университета Джорджа Вашингтона в США, Гидрологического института в Санкт-Петербурге и Института криосферы Земли в Москве.

Экономические убытки, связанные с этим, составят несколько миллиардов долларов в год — так, поддержание, ремонт и модернизация трубопроводов уже обходится российской экономике в $1,5 млрд ежегодно, отмечают они.
«Надо признать, что мы потеряем часть мерзлоты — в большинстве мест площадь и глубина промерзания уменьшится, время замерзания сократится, а оттаивания — увеличится», — говорит руководитель программы «Климат и энергетика» WWF-России Алексей Кокорин.

По его мнению, решить эту проблему невозможно — к изменениям придется адаптироваться, укрепляя и перестраивая существующую инфраструктуру, стараясь минимизировать антропогенное влияние на уже оттаявшую почву (не «распахивать» тундру, не ездить на вездеходах).

Однако сибирский ученый Никита Зимов предлагает другое решение проблемы. Вместе с семьей он живет на Северо-Восточной научной станции, расположенной за полярным кругом в поселке Черский Республики Саха (Якутия), на 68-й параллели. Окончив Новосибирский государственный университет, Зимов вернулся работать на станцию, где прошло его детство и работал его отец, Сергей Зимов, много лет назад придумавший идею воссоздания арктической экосистемы в том виде, в котором она была до появления человека — в виде высокопродуктивных степей с травяным покровом.

Сейчас на территорию «Плейстоценового парка» свозят крупных животных в попытке воссоздать травянистые степные экосистемы ледникового периода. По мнению Зимина, это станет локальным решением для сохранения вечной мерзлоты.

299.jpg
Фото: Плейстоценовый парк


Суть проекта в том, что ранее на месте тундры существовали мамонтовые прерии или тундростепь — не существующая более экосистема полярных областей.

Характерной чертой мамонтовых прерий было изобилие крупных животных. Есть теория о том, что именно благодаря крупным животным и существовала тундростепь.

Особенностью тундры является то, что мёртвые растения в ней почти не разлагаются, как это происходит в более тёплых широтах, а уходят в вечную мерзлоту. В результате органические вещества безвозвратно теряются. Но если бедность тундровых почв компенсировать внесением азотных удобрений, например, навоза, то на месте скудных мхов и лишайников появляются быстрорастущие и высококалорийные злаковые растения.

Раньше многочисленные травоядные «мамонтовой фауны» съедали растительность доисторической тундры и возвращали в почву (в виде навоза) необходимую растениям органику. Как следствие, равнины ледниковой Евразии были покрыты высокоурожайными лугами, кормившими миллионные стада копытных.

Ряд ученых утверждают, что виной превращения тундростепи в тундру был первобытный человек, который, появившись в Арктике, выбил крупных животных, соответственно, прекратился поток удобрений в почву, так и превратилась тундростепь в тундру.
«Наша идея заключалась в том, чтобы заселить в современную тундру крупных животных, присутствие которых поддержит рост травы и прочей растительности, поглощающей СО² из атмосферы. Животные также будут утаптывать снег, в результате чего он будет становиться плотнее, позволяя почве глубже промерзать зимой, сдерживая таяние мерзлоты, — рассказывает Никита Зимов. - К тому же трава светлее, чем присутствующие сейчас в экосистеме региона кустарники и болота, и будет отражать больше солнечной радиации», - убежден ученый.

KMO_111307_23194_1_t218_123803.jpg
Фото: Плейстоценовый парк


  В парке сейчас более 100 животных, проживающих на огороженной территории в 20 кв. км. Среди них яки, овцебыки, северные олени, якутские лошади, калмыцкие коровы и зубры.

В 2013 году Сергей Зимов встречался с исследователем из Гарвардского университета Джорджем Черчем, который в том числе работает над проектом воссоздания мамонтов путем выделения их ключевых генов (присутствующих в тушах вымерших животных, сохранившихся в мерзлоте) и переноса их в генетический код слонов.

Летом 2018 года исследователь посетил Северо-Восточную научную станцию и Плейстоценовый парк с целью обсудить возможности сотрудничества. Если эксперимент удастся, то получившихся мамослонов предполагается заселить как раз на территории парка.

Пока создатели Плейстоценового парка в основном использовали собственные средства, а также средства, полученные в результате краудфандинга для финансирования работы проекта.
«Мы постоянно сталкиваемся с последствиями глобальных климатических изменений, в том числе в нашем парке. Особенно в последние три года. Создавая наш проект, мы хотим показать миру возможности замедления или даже остановки этого процесса на местном уровне. Если наш эксперимент окажется удачным, его можно будет повторить во многих других северных регионах планеты», — говорит Никита Зимов.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме