Главное
Общество, 26 сентября, 12:30

Хабаровская музыкальная школа №1 вошла список лучших в стране

Накануне этого учебного года конкурс здесь был - шесть человек на место

Хабаровская музыкальная школа №1 вошла список лучших в стране
Первая музыкальная школа Хабаровска давно стала легендой. Ее выпускники играют в театрах и филармониях по всему миру, преподают в консерваториях и училищах. Попасть сюда, с одной стороны, непросто – в этом году конкурс был шесть человек на место, притом, что учатся здесь 450 юных музыкантов, с другой очень легко – достаточно привести малыша на прослушивание, если способен, если любит музыку, его обязательно возьмут.

Казалось бы, странно: школа музыкальная, тут не учат инженеров, бизнесменов, силовиков – тех, кому потом гораздо проще устроиться в жизни, здесь долго и кропотливо готовят музыкантов – «товар» штучный, непростой, пробиться в жизни смогут единицы, и в то же время от желающих записать сюда детей нет отбоя.
- Так было всегда, с самого основания школы, - рассказывает корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» директор школы Людмила Дьяченко. – В ее стенах всегда звучали музыка, детский смех, были и слезы. Учиться дело непростое, семь потов сойдет, пока овладеешь инструментом. Но недостатка в желающих это сделать не было никогда. Музыка — это какое-то неземное волшебство, уйдет кинематограф, картины перестанут рисовать на холсте, но музыка будет всегда и всегда будут те, кто захочет овладеть этим искусством.
1926 год. В Советской России и за ее границами жизнь кипит, всего четыре года назад завершилась тяжелейшая гражданская война, по улицам бродят беспризорники, новоявленные советские буржуи гуляют в ресторациях - подходит к концу Новая экономическая эпоха молодого государства, в ЦК начинаются разговоры о раскулачивании. И в это время в Хабаровске официально открывается первая музыкальная школа.

Без имени-1.jpg

Есть проблемы с помещением и финансированием, Далькрайоно отпустило на ее нужды 1000 рублей, но пока получить их не представляется возможным – советские бюрократы готовы выдать их только через месяц, после утверждения всех смет. Её заведующая мечется по городу, пытаясь занять 40 рублей для приглашения преподавателя по классу рояля, тем не менее, у школы уже 100 учеников. Иногда разутых, иногда голодных, но готовых постигать великое искусство гармонии звуков.

Они станут первой когортой дальневосточных музыкантов пока еще только встающего на ноги государства рабочих и крестьян, наполнившей только-только основанный музыкальный театр, а затем и филармонию, и другие учреждения искусства края, страны и даже мира.
Сейчас основное направление школы – подготовка профессиональных кадров для поступления в средние и высшие заведения искусства. Имена её выпускников можно встретить на афишах самых известных концертных коллективов планеты. В прошлом году школа №1 вошла в топ-50 лучших учебных заведений страны.
Для себя не получится

Школой первая музыкальная называется вполне заслуженно - это не только помещение, где учатся дети, это то, про что говорят уважительно, имея в виду качество полученного образования. За семь – восемь лет, в зависимости от выбранного направления, ученики здесь приобретают самое главное – безупречную технику.

Можно иметь идеальный слух, можно самозабвенно любить музыку, но стать профессионалом можно только овладев базой, когда играешь правильно, не задумываясь, как ставить руки, и музыка слетает с кончиков пальцев. Впрочем, с недавнего времени школа открыла свои двери не только для будущих профессионалов.

По словам Людмилы, в школе образовались два интересных направления - это предпрофессиональная и общеразвивающая программы. Люди, которые не могут выбрать музыку своей профессией, могут отучиться по общеразвивающей программе – трех – четырехгодичной. Правда, уже платно. Но преподавание все равно ведется по всем правилам. 
- Некоторые говорят – нам нужно овладеть азами, хотим научиться для себя. Я вот этого не понимаю, что значит «для себя»? ,- говорит Дьяченко. - То есть, если ребенку что-то не нравится, мы должны пойти ему навстречу и учить неправильно, искать компромиссы? Так не получится. Он должен получить все необходимые навыки, а потом пусть сам разбирается, нужно ему это или нет. Он может пойти в самодеятельность, играть дома или, наоборот, пойти учиться дальше, но его игровой аппарат будет организован правильно и профессионально, тогда ребенку будет комфортно и ему наверняка захочется заниматься дальше.
Многие говорят: «неправильная постановка рук» или «бьёт пальцами»,  здесь таких выражений вообще не приемлют, верная организация игрового аппарата – это когда все тело ребенка, весь его организм, начиная от головы и заканчивая ногами, помогает ему играть легко и свободно. Шея, плечи, локти, пальчики, спина, ноги – всё, не случайно считается, что музыка развивает хорошую осанку не хуже танцев.

rondo_0.jpg
- У нас есть практически все инструменты, на которых желают учиться наши воспитанники: фортепьяно, гитара, скрипка, баян, аккордеон, домра, балалайка, духовые инструменты, ударные. Очень много направлений, разве что нет арфы, - улыбается директор.
Раньше, по словам Людмилы Дьяченко, самым популярным инструментов было фортепьяно, сейчас больше выбирают струнные ударные и духовые инструменты – гитару, саксофон, флейту, барабаны. Связанно это, прежде всего, с современной модой – раньше родители видели свое чадо за роялем в филармонии, сейчас в рок-группе, собирающей стадионы.

Но независимо от того, где затем будет играть ребенок, в школе учить его будут классике и только классике. Основам. Вообще музыкальная школа очень традиционна. Сейчас принято считать, что неважно, есть у человека слух или нет, все при желании можно развить. Людмила Дьяченко к этому относится очень скептически.
- Смотря какая природа есть - слух, память ритм – то, что поддается развитию, а есть природа, которая не поддается развитию при всем желании, - пожимает плечами преподаватель с сорокалетним стажем. – Вот мы берем ребенка в подготовительный класс и смотрим, а потом уже лет в шесть либо рекомендуем ему дальнейшее обучение, либо нет. интересным – спортом,танцами, живописью. 
Хотя, по словам Людмилы, ребенка видно сразу, как только он приходит, у них на мордашке все написано – флейтист, баянист, пианист или вокалист, или лучше не портить жизнь ребенку, и пускай он займется чем-нибудь другим.
Если не знаете, не уверены, нужна ли музыка ребенку, – приводите к нам, мы посмотрим, музыкант он или нет.
Музыка выбирает сама, некоторых детей не надо приводить – сами идут. Вот выпускник Саша Кузнецов закончил в Швейцарии академию высшей музыки и сейчас играет в Швейцарском симфоническом оркестре. В школу пришел сам. Увидел в витрине магазина скрипку, схватил ее, прижал к себе и сказал маме: купи мне. Мама сама была не очень рада, но купила и привела в школу.

Бывает и наоборот, саму Людмилу привел в эту школу брат, он был известным музыкантом-баянистом в Хабаровске, взял за руку и буквально силой притащил. Она сопротивлялась, кричала, что не хочет, не будет. И вот она здесь уже директор. А без музыки как бы сложилась жизнь? 
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме