Главное
Общество, 19 декабря, 15:50

2017-й станет годом новых японских имён на инвестиционной арене

Янина Богданова – о перспективах экономики Хабаровского края по итогам визита российской делегации в Японию

2017-й станет годом новых японских имён на инвестиционной арене

В Токио завершилась работа российской делегации под руководством Владимира Путина. Президент РФ подписал с премьер-министром Японии Синдзо Абэ более 10 соглашений. Главное – безусловно, пускай частичное, но открытие Курил. Параллельно с геополитическими вопросами, решались и региональные проблемы. В составе делегации в страну Восходящего солнца прибыл и губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. И портфель подписанных им документов едва ли уступает по количеству Президенту России. Что же эти соглашения нам дадут?

Первое соглашение – результат длительных переговоров инвесторов и властей по обе стороны пролива Лаперуза. Это меморандум о совместном строительстве и эксплуатации нового аэровокзального комплекса в Хабаровске. Важность вопроса не только для региона, для страны, доказывает само присутствие на подписании Владимира Путина и Синдзо Абэ. Японские инвесторы в проекте выступают внушительным консорциумом - Sojitz Corporatio, Japan Overseas Infrastructure Investment Corporation for Transport & Urban Development (JOIN) и Japan Airport Terminal Co., Ltd. (JATCO). Со всей скрупулёзностью и настойчивостью, присущей менталитету, бизнес страны восходящего солнца ставил ультиматум – закрепить тарифы аэропорта постановлением Правительства РФ. Их закрепили.

Эта мера была необходима в том числе, чтобы инвесторы могли просчитать окупаемость вложений. А размер их немаленький – оценочная стоимость всего проекта – 6,5 млрд рублей.

Уже в следующем году начнется строительство терминала внутренних авиалиний. Запустив его, и получив опыт управления как новым комплексом, так и существующим международным терминалом, стороны начнут диалог и о модернизации последнего. Что это нам даст? Увеличение пассажиропотока в первую очередь. Сейчас через Хабаровск прилетает и улетает 2 млн человек в год. С появлением нового аэровокзального комплекса этот показатель должен вырасти более, чем в 2 раза.

В последнее время хабаровский аэропорт в значительной мере утратил свои позиции - на ситуацию повлияла реконструкция приморской воздушной гавани в 2012 году, а также распространение на неё федеральной программы «Открытое небо», выгодной международным перевозчикам. Реализация инвестпроекта должна помочь Хабаровску немного «перетянуть одеяло».

Второй документ, подписанный Вячеславом Шпортом в Токио, – меморандум о расширении тепличного комплекса корпорации JGC Evergreen. Теплицы в парке «Авангард», где без грунта выращивают огурцы и помидоры – давно стали образцово-показательной площадкой и обязательным пунктом экскурсионной программы для важных гостей региона. Первая очередь комплекса уже прошла проверку прошлым зимним сезоном. Результат ошеломляющий – на рынках Хабаровска даже обычные для дальневосточников китайские огурцы стали выдавать за японские, зная, что те пользуются спросом. Уже в следующем году японский инвестор начнёт строительство второй очереди, которая увеличит площадь комплекса до пяти гектаров, начинается диалог и о третьем витке строительства.

Почему сотрудничество с этой корпорацией так акцентируется региональными властями? Это первый успешно реализованный в Хабаровском крае проект японского бизнеса. Фактически JGC - локомотив, который тянет в регион новые японские инвестиции. Руководство компании на каждой международной площадке делится своим положительным опытом сотрудничества с краевыми властями, тем самым показывая коллегам: вас здесь ждут и вам помогут.

В ходе «Российско-японского бизнес-диалога», пожалуй, одного из главных мероприятий визита Владимира Путина в Токио, серьёзный шаг вперёд сделала и угольная компания «Колмар». Это название проект обрёл не так давно, раньше жители Хабаровского края знали строящийся терминал в бухте Мучке Ванинского района под грифом «Сахатранс». Сейчас там идут работы по подготовке полотна к укладыванию рельсов, вот-вот придёт пора устанавливать портовое оборудование. Руководство компании долго перебирало варианты: реализация началась еще до санкций и прыжка курсов валют, а потому планы пришлось менять уже «по ходу пьесы». 

Сначала взор стивидоров был обращен на Китай, теперь подписано соглашение - портовая начинка придёт из Японии, производства компании Marubeni. УК «Колмар» рассматривала архипелаг как основную точку сбыта, но сейчас, похоже, угольщики решили упрочнить партнёрство с Японией и ищут там инвесторов. Прийтись по вкусу им может не только сам проект, но и режим порто-франко, который еще летом распространили на Ванинский район.

Свой курс на Японию, подтвердила «РФП Групп», которая реализует свой проект по деревообработке на площадке «Амурск» ТОСЭР «Комсомольск». Соинвестором выступает компания «Иида». На заводе намерены запустить линию, направленную именно на японского покупателя – по производству элементов деревянного домостроения и пеллет. 

Почему это считается перспективным? Япония подписала Киотский протокол и взяла на себя обязательства сократить уровень выбросов в атмосферу на 6%. Кроме того, там практически отсутствуют собственные ресурсы, и рынок пеллет – топливных гранул, в 2 раза превышает объемы внутреннего производства.

Несмотря на громадьё уже реализующихся планов, работа по привлечению японских инвесторов на Дальний Восток только усилится. Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Фонд развития Дальнего Востока и Банк JBIC подписали документы о создании экономической платформы, которая призвана упростить поиск партнёров и инвестиционные финансовые схемы. Запуск этой структуры намечен на март 2017 года.

Так что, подводя итоги, следующий год сулит нам «бум» строек в ТОРах, ТОСЭРах и Свободных портах. Можно прогнозировать, что наступающий 2017-ый станет годом новых японских имён на инвестиционной арене Хабаровского края.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме