Владимир Дубатолов должен был родиться в Китае. Его родители-геологи в 50-е годы, когда «русский с китайцем были братьями навек», помогали молодой социалистической республике искать месторождения полезных ископаемых. Но рожать сына мама уехала всё-таки в Россию, позже они осели в Новосибирске. Несмотря на желание родителей, Владимир отказывался категорически идти по их стопам.
- Если бы я стал геологом, каково было потом думать, что мне дорогу в жизнь пробивали родители? – говорит учёный-энтомолог. – Я выбрал совсем другой путь. Всё, что сделал в жизни, я сделал сам.
Хотя помощь все же была. От сына руководителя страны Никиты Хрущёва. Сергей Хрущёв увлекался сбором бабочек. И в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века он курировал издание огромного количества энтомологической литературы для детей и подростков. И так здорово они были написаны, что увлекли Владимира на всю жизнь. «Эльдорадо» на Амуре
Первое своё открытие студент-энтомолог с кафедры генетики Новосибирского университета сделал на Дальнем Востоке. На 4 курсе его отправили собирать материал на биохимическую станцию «Витязь» рядом с приморской Андреевкой.
- Именно там я поймал редчайшую бабочку из группы зефиров. Кстати, статью о ней я написал на 5 лет раньше, чем этот вид успели описать японцы. Так как я был первым, то и имя ей дал тоже я. Назвал свой первый открытый вид зефиром Коршунова, - рассказывает Владимир Викторович.
Коршунов - фамилия преподавателя Новосибирского университета по энтомологии.
По распределению он попадал туда, куда и мечтал – в Новосибирский биологический институт. Сейчас он называется Институтом систематики и экологии животных. Там энтомолог работает до сих пор. Ездил в командировки по всему Союзу. Кандидатскую защищал по бабочкам Туркмении. Систематизировал насекомых тропической Африки по присланным материалам.
За годы работы описал 300 новых видов и родов, но своё «Эльдорадо» нашёл на берегах Амура, в Хабаровском крае. Причём сюда его позвал коллега из Японии.
Профессор Фудзиока предложил найти редчайшую бабочку голубянку Дивина. В 2003 году Дубатолов вместе с японцем нашли и описали её на острове Большой Уссурийский. Тогда и начался затянувшийся роман с Большехехцирским заповедником, где Владимир Викторович по совместительству работает до сих пор.
- Когда я сюда приехал, то здесь, на Хехцире было известно всего лишь 400 видов бабочек. А сейчас этот перечень достиг уже 2 400 видов!
Здесь действительно кладезь для учёного. Часто залетают южные бабочки из Китая. За один только сезон 2005 года Владимир Дубатолов описал больше 800 видов бабочек в окрестностях Хабаровска. Признаётся, тогда был просто потрясён видовым разнообразием.
По его оценкам, только на Большом Хехцире можно найти до 4 тысяч разновидностей чешуекрылых. Пока известно чуть больше половины. Кстати, даже известные 2 400 видов в нашем заповеднике – это четверть всей российской фауны бабочек! И всё это сосредоточено на такой маленькой территории.
Попалась, волнянка!
За время работы Владимир открыл шесть совершенно новых для мировой науки видов насекомых. Ещё несколько находятся в процессе обоснования. Для доказательства открытия требуется публикация в авторитетных международных изданиях с тремя рецензиями.Например, однажды внимание Владимира вдруг привлек совершенно неказистый мотылек, пригревшийся на деревянной стене сарая.
- Оказалось, это тропический вид из рода волнянка. У неё нет даже русского названия, только латинское: Somena Pulverea. Жёлтенькая невзрачная бабочка. У нас водится очень похожий на неё вид – волнянка перечная. А насчёт этой никто даже не подозревал, что она есть в России, - удивился Владимир Дубатолов.
В этом году Владимир Дубатолов благодаря помощи местного жителя в одном из районов Хабаровского края встретил крайне редкую для наших широт теплолюбивую бабочку эпикопею. После публикации материала об этом в прессе и социальных сетях энтомологу стали поступать странные звонки даже из других регионов страны.
Коллекционеры бабочек пытались правдами и неправдами выяснить точное место обитания этой очень красивой и крупной бабочки с размахом крыльев до 9 сантиметров. Однако раскрыть эту информацию он отказывается категорически. Эпикопея занесена в Красную книгу, и ловцы-нелегалы легко могут уничтожить, возможно, самую северную в мире популяцию этого вида.