- Вы накануне были в Комсомольске, критиковали федеральные министерства за неисполнение плана долгосрочного развития города в части выделения средств. Так будет ли выполнен план?
- Безусловно будет. Когда я первый раз собрал федеральные органы исполнительной власти по исполнению поручений президента по развитию Комсомольска, их реакция была такая: ну, вы нам денег дайте, тогда мы исполним. Сейчас такого отношения уже нет. Сейчас люди в министерствах понимают: деньги они должны изыскивать сами, исполнять поручения президента придется. У меня нет никаких сомнений, что мы добьемся исполнения плана.
К сожалению, у нас система управления не очень настроена. Надо постоянно контролировать, чтобы система работала на развитие экономики страны, а у нас некоторые коллеги любят только начальников из себя изображать – здесь запретить, это не дать…
- Федеральная программа развития Дальнего Востока, по недавним сообщениям, была порезана…
- У вас неправильная информация. По сути, никто ничего не резал. Просто 20 млрд рублей из этой программы, связанные со строительством транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке по линии авиации, морской логистики, передали в другую программу другому ведомству. Но деньги все равно пойдут на те же цели – на строительство транспортной инфраструктуры Дальнего Востока. Просто контролировать их будет не Минвостокразвития, а Минтранс.
Что касается средств, контролируемых Минвостокразвития, то они в 2015 году составляли 3,2 млрд рублей, в нынешнем – 11 млрд рублей, на будущий год запланировано 15 млрд рублей, и дальше продолжится рост. То есть, средства на развитие Дальнего Востока не только не урезаются, а постоянно увеличиваются.
Проблем, связанных с тем, что деньги на Дальний Восток кто-то урезал, не существует. Журналисты, которые пишут нечто подобное, заблуждаются.
- Все новые инструменты развития Дальнего Востока - ТОРЫ, и Свободные порты, все это нацелено на привлечение на Дальний Восток новых инвестиций, развития новой экономики. Но кто будет работать в этой новой экономике? Может, надо больше уделять внимания механизмам удержания здесь людей, привлечения сюда переселенцев?
Поэтому мы прежде всего создаем экономические мощности. Кое-что получается. У нас в этом году запущено 24 предприятия в территориях опережающего развития по всему Дальнему Востоку. Да, конечно, возникают ситуации, когда на новых предприятиях некому работать. Например, это ощущается на строительстве агрокомплекса в Приморье. Та же проблема в Большом Камне, где планируется создать судостроительный кластер, в ряде других случаев. Но это решаемые проблемы. Мы будем помогать инвесторам их решить. Мы уже, например, помогаем в строительстве жилья в Большом Камне. В целом, я уверен, что наш замысел сработает.
Безусловно, с открытием все новых предприятий у нас и дальше будет возникать дефицит рабочей силы, но я вам честно скажу – это то, что нам нужно. Будет дефицит – будет и приток. Иначе не получится.
- Не секрет, что одна из проблем развития новой экономики на Дальнем Востоке – это брошенные земли Минобороны. Многих инвесторов, например, интересует побережье Татарского пролива, если говорить о Свободном порте Ванино, но там кругом земли Минобороны и вопрос никак не решается. Как прийти к консенсусу?
- Вы – инициатор проекта «Дальневосточный гектар». Как вы сейчас оцениваете ход реализации этого проекта, довольны ли? И почему именно гектар, а не два, не пять, и не полгектара?
- Доволен ли я… Я, как правило, очень редко бываю полностью доволен. Я считаю, что как только человек становится доволен, он становится бесполезен. Что касается конкретно гектара, то нет, конечно я не доволен.
А почему именно один гектар… Оставьте это на моей совести. Считайте, что я сам не знаю.
- Вы каким видите Дальний Восток через 10-15 лет? Что это? Кузница, житница, здравница? Есть какое-то общее видение?
- Ответ будет сложным. Есть два метода управления проектами. Неважно чего – проектами строительства заводов или проектами развития регионов. Один такой – мы вырабатываем четкий план, по срокам, характеристикам, считаем, сколько надо средств. Метод, вроде, правильный. Но все чаще человечество, и не только в России, стало замечать, что, подходя к финишной черте через 20 лет, инициаторы замечают, что ничего не получается. И денег не хватает, и сроки сорваны, и строят не то, что хотели, потому что технологии за 20 лет вперед ушли.
Другой метод управления заключается в том, что наиболее важно, как ни странно, не формирование конечной цели, а формирование команды, которая движется к цели шаг за шагом, постепенно, быть может, видоизменяя конечную цель, в зависимости от промежуточных результатов. И, как ни странно, управление по второму методу, когда и цели-то четкой нет, зачастую оказывается гораздо эффективнее. Вот такая история.