Сегодня, 27 февраля, на втором дне проходящего в Хабаровске Дальневосточного медиафорума доктор социологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра прочитал лекцию о грядущей цифровой революции и о том, как она отразится на обществе. Как и кому пользователи соцсетей платят, что такое коммуникативный капитализм, и почему большинству уготована роль «цифрового пролетариата», учёный объяснил в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».
Скоро не будет ничего?
- Дмитрий Петрович, как мне показалось, в вашей лекции вы обозначали весьма безрадостный сценарий развития цифрового общества на ближайшую перспективу. Неужели всё так пессимистично?
- На самом деле вопрос не в пессимизме, а в том, что есть некоторые тенденции, о которых мы сейчас даже не задумываемся. Россия – это пространство собственных смыслов, понимаете? Это означает, что мы должны осознавать, что цифра – это хорошо, цифра - это наше будущее, но качественное аналоговое мышление не менее важно. Ведь смыслы существуют именно там. Во-вторых, нужно понимать возможности использования современных технологий деструктивными силами.
Революция неизбежна
В самом деле, мир находится на пороге принципиальной смены того, что называется технологическим укладом – третьей промышленной революции, по терминологии известного российского учёного Петра Щедровицкого.
Она заключается в тотальном переходе на цифру, уходе от ресурсоёмких производств, принципиально новых логистике и системе управления: умные дома, умные дороги, умные машины. Это в конце концов приведёт к катастрофической смене структуры занятости.
- Эта революция неизбежна?
- Неизбежна. Уклады уже меняются. Я уверен, что на жизненном цикле того поколения, которое было на моей лекции в зале, мы увидим принципиальные изменения структуры общества. Мы сейчас находимся на высоком подъёме становления новой цифровой экономики. Однако, на самом деле, это – не навсегда. Фаза подъёма цифровизации неизбежно приведёт к общественному недовольству, социальной напряжённости, конфликтам и всему тому, что неизбежно находится в пределах жизненного цикла любой инновации.
Новый пролетариат будет цифровым
Цифровое неравенство в конце концов порождает новые формы социального разделения. Возникают «аналоговая элита» и «цифровой пролетариат». Элита начнёт постепенно уходить от первичной формы потребления информации в широкодоступных социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook и так далее. Почему? Потому что элита не хочет являться объектом цифровой эксплуатации. «Цифровой пролетариат», который мы рано или поздно получим, останется в сфере массового коммуникационного потребления.
- Есть ли какие-то рекомендации рядовым пользователям соцсетей? Можно ли избежать участи стать тем самым «цифровым пролетариатом»?
- Нужно понимать, что каждому необходимо сохранить время для восстановления собственной автономии, надо прятаться от перегруженности вниманием со стороны брендов и идей.
XXI век превратился в век стрессов, неврозов. Общество перегружено. Как ответ - эскапизм и агрессия. Эскапизм – это неосознанная попытка защитить свою жизненную автономию. Возможны мягкие и жёсткие варианты реагирования. Кто-то уходит в мессенджеры, кто-то уходит из сети вообще. Но возможен и выход на улицы, что делают меньшинства, когда не хотят интегрироваться. Информационная перегрузка заставляет некоторых людей выйти из поля коммуникации и перейти в поле прямого, если угодно, силового давления.
Не каждому под силу войти в состав новой «аналоговой элиты». Это зависит от соотношения быстрой и медленной жизни, быстрого и медленного потребления информации. Есть такое понятие базового аналогового мышления. Это способность к аналитике, к обобщению информации. По сути дела, книги, театр, газеты и другие оффлайн-средства получения информации и эмоций сегодня являются уникальным, штучным, дорогим и принципиально не цифровым товаром.