Главное
Общество, 25 января, 14:00

Эффективный контракт: сколько и за что платят преподавателям

Руководители и работники сферы образования Хабаровского края поделились секретами увеличения заработка

Эффективный контракт: сколько и за что платят преподавателям

Преподаватели в Хабаровском крае после перехода на систему эффективного контракта смогли ощутить существенный рост заработной платы.

Просто теперь надо много работать

Новая схема начисления подталкивает профессорско-преподавательский состав вузов не только читать лекции и вести семинары у студентов, но и активнее заниматься наукой, синтезировать новые знания.

 Об этом ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал доцент кафедры автоматики и системотехники Тихоокеанского государственного университета, кандидат технических наук Евгений Шеленок.

 шеленок.jpg

«За всех преподавателей я говорить не буду, смогу сказать только о своей зарплате, - отметил 31-летний Евгений Шеленок. – Лично моя зарплата выросла больше чем в два раза, начиная с сентября 2017 года. Именно тогда нам начали считать её по новым правилам, появились баллы, рейтинги.

Фронт работы, конечно, немного увеличился. Помимо своих непосредственных обязанностей – обучения студентов – нужно заниматься саморазвитием, наукой, нужно синтезировать новые знания, подходы и методы научных исследований. Чтобы добиться увеличения дохода, сейчас просто необходимо писать научные статьи, заявляться на различные гранты. Они идут сверх заработной платы, которую обеспечивает вуз. Это дополнительный стимул для жизни и работы.

Я занимаюсь синтезом регуляторов для сложных динамических систем. За последний год вместе с моим научным консультантом мы вывели очень много алгоритмов, которые дают очень высокую производительность, но при этом я не считаю, что я что-то такое кардинально новое придумал…
Ну и, естественно, нужно продолжать добросовестно выполнять свои должностные обязанности преподавателя. Потому что зарплата по эффективному контракту напрямую зависит от нагрузки. Просто теперь нужно много работать. На мой взгляд, всё в наших руках».

По словам ректора Тихоокеанского государственного университета Сергея Иванченко, росту зарплат профессорско-преподавательского состава этого вуза способствовали «майские указы» Президента России Владимира Путина.

 За период их действия средний заработок по ТОГУ вырос с 40 629,9 рублей в 2012 году до 62 469,8 рублей в 2017 году.

 иванченко.jpg

- Установленный в университете размер оклада доцента даже при отсутствии стимулирующих выплат гарантирует начисление заработной платы в размере не менее 34,5 тыс. руб., - объяснил он. - С октября 2017 года 100% преподавателей по основной должности имеют стимулирующие надбавки, размер, которых с учётом районных коэффициентов и надбавок, если брать кандидатов наук и доцентов, варьируется в диапазоне от 7,8 до 14,7 тыс. рублей. 

Кроме того, 83% преподавателей, выполнивших показатели эффективного контракта, имеют стимулирующие надбавки в размере от 11,7 тыс. руб. до 81,2 тыс. руб. Средний размер этой надбавки у доцента составляет 20,2 тыс. руб. То есть, среднестатистический доцент, кандидат наук имеет среднемесячный доход 62,4 тыс. руб.

 

Это без учета объема работ по реализации дополнительных образовательных программ, грантов, научно-исследовательских и прочих работ, которые сейчас должны являться неотъемлемой частью деятельности преподавателя. Ведь сейчас мы работаем в условиях повышающихся требований к образовательным организациям как центрам инновационного, технологического и социального развития региона. С каждым годом число преподавателей, вовлеченных в этот процесс увеличивается. Этому, в частности, способствует наличие дополнительного материального стимулирования за вклад в достижение показателей эффективности университета.

 Было бы желание

На взгляд министра образования Хабаровского края Аллы Кузнецовой, далеко не все преподаватели воспринимают перемены, происходящие в сфере образования. Не все понимают, например, что от вузов теперь требуют не только передавать студентам уже имеющиеся знания, но и генерировать новые.

 IMG_4917.JPG

При этом она объяснила, что зарплаты в школах и учреждениях дополнительного образования выстраиваются несколько по иной схеме, чем в вузах, но схожесть в том, что целью системы оплаты является необходимость простимулировать высокое качество и профессиональный рост педагогов.

 - Поэтому Хабаровский край был первым в стране регионом, где установлены существенные надбавки за квалификационную категорию педагога: за первую - 15%, а за высшую - 75%. Педагог, аттестованный на высшую категорию, получает на 7 тысяч рублей больше, чем тот, который просто соответствует занимаемой должности. Это нужно, в том числе, и для лучшей самореализации самого педагога, - отметила Алла Кузнецова. - Часть дополнительных доходов учтена в эффективном контракте, часть предоставляется дополнительно. Например, работа эксперта, нештатного лектора, наставника, методиста стажировочной площадки, руководителя практики и пр. Конечно, для любой из этих профессиональных ролей подходит только высококлассный профессионал.

 Поэтому, по ее словам, разница в доходах профессионалов-лидеров и педагогов, просто соответствующих занимаемой должности, может составлять и более 30%: 

- Соглашусь, профессия педагога не относится к числу самых высокооплачиваемых, но вознаграждение за труд, а в сельской местности - и за принадлежность к профессии (компенсация за жилищно-коммунальные услуги, ряд других льгот) сейчас стабильное, своевременное и зависит от степени личной активности в повышении качества своей деятельности.

 Работающая учителем английского языка 17 лет педагог из хабаровской средней школы № 12 Ольга Богачёва считает действующую в регионе систему оплаты труда работников сферы образования справедливой.

- Наши зарплаты за последние пять лет несомненно выросли. Стоит отметить, что её величина зависит напрямую от результатов деятельности учителя, - уверена Ольга Богачёва. - Учителя с одинаковой нагрузкой по факту могут иметь разную зарплату – её сумма зависит от квалификационной категории и заинтересованности в результатах. Например, я прошла путь от молодого специалиста до учителя высшей категории всего за пять лет. Соответственно выросла и зарплата. Кстати, доплата за высшую квалификационную категорию у нас в крае составляет 75 %, это очень существенно.

 Я участвую в городских и краевых конкурсах профессионального мастерства, постоянно повышаю собственную квалификацию. Сегодня я - руководитель школьного методического объединения, делюсь опытом с учителями города и края. Мои ученики побеждают в конкурсах и олимпиадах. Все это влияет на сумму стимулирующих выплат. Было бы желание.
Я считаю свою зарплату достойной, и ни за что не променяю свою профессию на любую другую!

 Справка

 За пять лет действия «майских указов» средняя зарплата педагогов в Хабаровском крае выросла от полутора раз в общеобразовательных школах (39 910 рублей по краю) до 2,1 раз в сфере дополнительного образования (38 077 рублей по краю). Благодаря северным надбавкам больше всего получают педагоги Охотского района (от 46 801 рублей в месяц в дошкольных учреждениях до 61 906 рублей в школах).

 Кроме того, молодые педагоги в Хабаровском крае могут рассчитывать на выплату единовременного пособия в размере четырех должностных окладов при поступлении на работу впервые. В течение трёх лет для них действует повышающий коэффициент в размере 35 % ставки заработной платы.

 Те педагоги, кто решится устроиться в учреждения социальной сферы, имеющие наиболее острую кадровую потребность и расположенные в отдаленных и труднодоступных муниципальных районах края, после трёх лет работы по контракту имеют право получить из краевого бюджета сберегательный капитал в размере 50 минимальных окладов по занимаемой должности.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме