Январь. Раннее утро. Старый покореженный вагон трамвая. Скукожившиеся от холода пассажиры и пожилой кондуктор, с трудом отрывающий заиндевевшими пальцами билеты. Как же такое возможно в XXI веке в городе, который без конца признается самым лучшим и благоустроенным во всяких всероссийских рейтингах?
Ответ на этот и другие вопросы корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» искал у начальника управления транспорта администрации Хабаровска Сергея Суковатого.
- В будни на маршруты краевого центра выходят 715 – 720 единиц общественного транспорта. Это электрический транспорт, автобусы, так называемые маршрутные такси, плюс туда же считается проходящий через город пригородный транспорт (53 машины). Трамваи и троллейбусы составляют около 9% от этого количества, основная масса – колесный транспорт.
Примерно 70% рынка занимают коммерческие перевозчики, 30% - муниципальный транспорт. Всего в городе 36 перевозчиков. 2 из них – муниципальные предприятия, 34 – коммерческие.
Если считать по нормативам, действовавшим во времена СССР, то в городе с населением от 500 тыс до 1 млн человек коэффициент обеспеченности общественным транспортом должен был равняться единице. У нас сейчас – 1,2.
- ФЗ № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ», принятый в июле 2015 года, определяет, что управление транспорта — это уполномоченный орган по организации транспортного обслуживания населения.
- Управление транспорта составляет схемы маршрутов, расписание движения по ним. Проведение конкурсов между перевозчиками по распределению маршрутов общественного транспорта – тоже в нашей компетенции.
- Контроль за исполнением нормативно-правовых актов в этой сфере возложен на две структуры: ГИБДД и Дальневосточное межрегиональное управление Госавтодорнадзора (ДМУ ГАДН). Разговоры водителя по телефону во время движения, курение, несоблюдение расписания, дыры в полу – все эти жалобы мы переадресуем туда. У них есть рычаги воздействия, привлечения к административной ответственности. Так что по вопросам, касающимся безопасности дорожного движения – пожалуйста, обращайтесь в ГИБДД. По всем остальным – в ДМУ ГАДН.
- Было много всего хорошего и полезного в советские времена. В частности, когда техосмотр общественного транспорта проводился ежеквартально. К нему готовились, клеили, красили, подмазывали, мыли. Сегодня законодатель решил, что все это возложено на страховую компанию, а страховые компании по большому счету интересуют деньги.
Вот приехали автобусы в аккредитованные сервисные центры, их владельцы деньги страховщикам заплатили, и кто там что проверяет? Хотя контроль за техническим состоянием с ГИБДД никто не снимал. Если к ним поступает обращение, что в таком-то транспортном средстве стекло треснуто, в полу дырка – они обязан отреагировать, потому что контрольные функции у них остались.
- Кто вам сказал, что это происходит? У нас работа всего транспорта заканчивается где-то в 23.00 (в большинстве своем). Вот расписание по городу: после 20.00 количество транспортных средств – 325. После 21.00 – 189. После 22.00 – 95. Это все зависит от транспортной подвижности населения.
В советские времена, когда заводы работали в 2 смены, автобусы возили и до часу ночи, и до двух, пожалуйста. Сегодня так: будет пассажир – будет транспорт работать, проблем нет.
- Была такая проблема с полгода назад: невыходы автобусов на маршрут. К примеру, вечером интервал должен был быть 30 мин, а люди стояли на остановках по часу. Мы предпринимателя убедительно попросили принять меры к исправлению ситуации, он сменил руководителя своего предприятия, сейчас там проблем нет.
Вот расписание 14-го маршрута: 19 автобусов коммерческих, интервал движения – 5-10 минут. Начинает работу в 06.30 от Комсомольской площади, от Черемушек - в 06.21. Заканчивает от Комсомольской площади в 22.05, от Черемушек – в 22.05. Завершается движение автобусов в 22.52.
Тут выходит ФЗ № 220. Мы организовали комиссию, объявили конкурс и т.д. Официально вам заявляю: ни у одного конкурсанта, участвовавшего в конкурсе, в наличии не было ни одной единицы нового транспортного средства!
Не надо обвинять, что кто-то купил 20 новых автобусов, а конкурс не выиграл. Есть еще и другие критерии допуска к конкурсной процедуре. В частности, если имеется даже копеечная задолженность по налогам – всё.
В законе предусмотрено: вы участвуете в конкурсе, заявляете характеристики ТС, вам дается 60 дней на приобретение автобусов. Выиграли конкурс - получили свидетельство, карты маршрутов. В течение двух месяцев перевозчик должен купить новые транспортные средства. А проверяем уже не мы! Проверяет ДМУ ГАДН.
- Почему же? Мы принимаем все сообщения, касающиеся организации перевозок пассажиров. Нам пишут, приходят лично, звонят, много принимаем на электронный адрес управления ut@khabarovskadm.ru. Кстати, это не только жалобы, есть случаи, когда люди говорят «спасибо».
Большинство вопросов требуют всего лишь разъяснения, но есть и такие, в решение которых мы вмешиваемся. Заставляем перевозчика исправить недочеты, хотя я ничего не могу, кроме как кулаком помахать.
- Пока ХПАТП-1 работает. Все вопросы там находятся в ведении арбитражного управляющего. Если он решит, что деятельность предприятия должна быть прекращена, мы проведем конкурс. Предметом станет распределение 14-ти маршрутов, которые сегодня обслуживает ХПАТП-1. По закону сейчас никто другой работать на них не может.
И хочу сказать, что с точки зрения пользы государству, лучше, если муниципальное предприятие продолжит работу. Ведь его налоговые отчисления раз в 10 выше, чем с ООО или ИП.
- С 18 января текущего года МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» прекращает свою деятельность. И именно ему на смену придет МУП «Городской электрический транспорт». «ГЭТ» выиграл маршруты, которые пока обслуживаются МУП «ТТУ», в конкурсе. И у «ГЭТ» есть исключительно электротранспорт, трамваи и троллейбусы.
- Сами подумайте. Если я как работодатель приглашаю вас на работу, то говорю: «Вот у нас есть штатное расписание, есть такая для вас должность с таким-то окладом, мы вас приглашаем». Если человек согласен – пишет заявление, его принимают на работу. Все в индивидуальном порядке. Все остальное - слухи.
- По закону 100% технических средств должны быть обеспечены аппаратурой ГЛОНАСС. Вопрос в другом – в передаче данных, она законодательно не урегулирована. «Bus27» - устаревшая программа, практически не работает. Закупалась 5 лет назад, уже морально устарела, и компании, ее создававшей, нет. Тем более, там сидит какой-то оператор непонятный где-то в Рязани.
Мы в прошлом году получили из городского бюджета деньги на новое программное обеспечение. Сейчас завершается отладка нашей собственной системы на платформе АСК «Навигация». Будет своя программа, будет, с кого спросить.
- Терминалы для оплаты уже частично устанавливают перевозчики. Это дело добровольное, но мы стараемся их убедить. Поправки в ФЗ № 220 предусматривают, что в будущем при проведении конкурса (проводится раз в пять лет) оборудование для безналичной оплаты проезда будет давать перевозчику дополнительные баллы.
Пока еще продано мизерное количество транспортных карт (100 рублей штука – прим. ИА «Хабаровский край сегодня»). Мы реализуем их в нашем управлении на Ким Ю Чена, 44, в киоске на автовокзале и еще в нескольких точках по городу. Скоро можно будет их купить прямо у кондуктора. Нам надо продать большое количество транспортных карт.
- Выгодно. На уплату налогов это никак не повлияет. Безналичный расчет, наоборот, позволяет перевозчику четко контролировать и поток пассажиров, и поток денег.
- Конечно. И для этого многое делается. Пассажир всегда прав, ведь он несет деньги перевозчику.