Трудности строительства первой дамбы Южного округа Хабаровска в начале ХХ века

В Хабаровске завершается строительство пятикилометровой дамбы Южного округа, которая должна защитить 16 городских улиц на территории площадью 300 гектаров от возможных наводнений на Амуре. Но строительство этой дамбы началось не на пустом месте, а явилось, своего рода, модернизацией уже существующей дамбы, которая была построена в 1927 – 1929 годах, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

В конце XIX – начале XX века речной флот зимовал в затонах в окрестностях Хабаровска. Наиболее крупные из них располагались на острове Большой Уссурийский – «Вторая Уссурийская протока» и «Блаженный» на острове Красный (между Большим Уссурийским и селом Николо-Александровское, которое позже стало называться Красная Речка). Первый затон был основан в 1896 году, второй – в 1895 году.

Третий затон располагался в Артиллерийской протоке у самого города, но там фактически был не затон, а несколько мелких островов, расположенных рядом. Проблема всех этих мест состояла в том, что часто суда и баржи повреждались весенним ледоходом.

Работы должны были завершиться ещё 28 марта
09 апреля 2025, 10:45 0

Проблему ледохода усугубляло еще и большое количество судов, ютившихся в этих трех затонах. Поэтому назрела необходимость разместить общую гавань в новом месте: либо за мостом через Амур (ныне – Кировский затон), на что требовалось около 500 тыс рублей, либо в Артиллерийской протоке (нынешний затон Ремонтно-эксплуатационной базы флота в Индустриальном районе Хабаровска), так она называлась потому, что недалеко располагались артиллерийские склады (ныне это – начало улицы Комсомольской), что требовало меньше затрат.

В 1927 году началось сооружение затона именно в Артиллерийской протоке, он получил название «Артзатон». Требования к нему заключались в том, что он должен был иметь эффективную защиту судов от весеннего ледохода, то есть дамбу, которая отводила бы течение в сторону.

Строительство сооружения вело Амурское водное управление, а 80% судов, которые должны были разместиться в затоне после завершения работ, принадлежали «Амурскому государственному пароходству». Планировалось, что новый затон вместит 250 судов, а в непосредственной близости расположатся мастерские для их обслуживания. Строительство сопровождалось массой проблем. В первую очередь экономических – финансирование проекта поступало частями, дамба простаивала и разрушалась, а в наводнение 1928 года она оказалась полностью затоплена.

Готовность Дальнего Востока противостоять стихии оценил полпред в ДФО Юрий Трутнев
18 апреля 2025, 11:45 0

В тот год наводнение было очень сильным и разрушительным, пострадали все прибрежные села, как и сам Хабаровск. К 16 августа 1928 года вода поднялась на уровень в шесть метров (в то время, как месяцем ранее, 11 июля, он составлял всего 2,22 метра). В этот день была проведена эвакуация «Красного затона» (так затон «Блаженный» стал называться с 1923 года).

Наводнение шло по всем рекам бассейна Амура – Уссури, Сунгари, Зеи и т.д. Страдали города Хабаровск, Благовещенск, Иман (Дальнереченск), был открыт расчетный счет для оказания помощи пострадавшим. Кстати, несмотря на непростые отношения с соседним Китаем, президиум Хабаровского крайисполкома на заседании 31 июля 1928 года постановил оказать помощь населению района Сахалян (ныне – китайский город Хэйхэ на правом берегу Амура напротив Благовещенска).

После наводнения начались восстановительные работы в «Артзатоне», суда вернулись в «Красный затон», но вернулась и стихия. Так 25 и 26 сентября в Хабаровске свирепствовал тайфун, который снова принес беды. Мощные волны выбросили на берег стоявший в старом затоне пароход «Нацаренус» – ему на помощь отправили пароход «Труд». Досталось от шторма и строящемуся «Артзатону» – его дамба снова была повреждена. На Амуре во время разгула стихии было полностью прекращено речное сообщение.

Рукотворные парки наполнят характерные для Дальнего Востока растения
08 апреля 2025, 11:25 0

В следующем году в реке снова поднялась вода, но речники «Красного затона» лучше приготовились к встрече с наводнением. Пиломатериалы были надежно закреплены, имущество перенесли на возвышенные места и (частично) на пароходы и баржи. Тем не менее, затон снова утонул: между помещениями и мастерскими люди передвигались на лодках. Пик наводнения пришелся на 18 августа, а уровень реки достиг отметки 590 сантиметров – всего на 10 сантиметров меньше, чем годом ранее.

Осенью 1929 года флот переехал на зимний отстой и ремонт из «Красного затона» в акваторию «Артзатона», флот «Второй Уссурийской протоки» также переехал в «Артзатон». К этому времени половина «косы» затона – 900 метров – была готова, а сумма, которую потратили на возведение гидротехнического сооружения, составила 480 тысяч рублей, без учета стоимости оборудования для мастерских.

После наводнения 2013 года стало понятно, что возведенная в 20-х годах ХХ века уже не соответствует тем значениям, до которых может подняться Амур и было принято решение о модернизации дамбы и поднятия его до уровня 10 метров, а также укрепление ее тела бетонными плитами. Таким образом, обновленная дамба РЭБ Флота станет еще и прогулочной зоной, и частью самой длинной набережной на Дальнем Востоке.

Трудности строительства первой дамбы Южного округа Хабаровска в начале ХХ века
Автор:
Трудности строительства первой дамбы Южного округа Хабаровска в начале ХХ века

Первую дамбу на месте нынешней построили ещё в 1927 – 1929 годах

Трудности строительства первой дамбы Южного округа Хабаровска в начале ХХ века
Наш край, 24 апреля, 09:00

Трудности строительства первой дамбы Южного округа Хабаровска в начале ХХ века

Первую дамбу на месте нынешней построили ещё в 1927 – 1929 годах

Трудности строительства первой дамбы Южного округа Хабаровска в начале ХХ века
Фото: Хабаровский краевой музей им. Гродекова

В Хабаровске завершается строительство пятикилометровой дамбы Южного округа, которая должна защитить 16 городских улиц на территории площадью 300 гектаров от возможных наводнений на Амуре. Но строительство этой дамбы началось не на пустом месте, а явилось, своего рода, модернизацией уже существующей дамбы, которая была построена в 1927 – 1929 годах, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

В конце XIX – начале XX века речной флот зимовал в затонах в окрестностях Хабаровска. Наиболее крупные из них располагались на острове Большой Уссурийский – «Вторая Уссурийская протока» и «Блаженный» на острове Красный (между Большим Уссурийским и селом Николо-Александровское, которое позже стало называться Красная Речка). Первый затон был основан в 1896 году, второй – в 1895 году.

Третий затон располагался в Артиллерийской протоке у самого города, но там фактически был не затон, а несколько мелких островов, расположенных рядом. Проблема всех этих мест состояла в том, что часто суда и баржи повреждались весенним ледоходом.

Работы должны были завершиться ещё 28 марта
09 апреля 2025, 10:45 0

Проблему ледохода усугубляло еще и большое количество судов, ютившихся в этих трех затонах. Поэтому назрела необходимость разместить общую гавань в новом месте: либо за мостом через Амур (ныне – Кировский затон), на что требовалось около 500 тыс рублей, либо в Артиллерийской протоке (нынешний затон Ремонтно-эксплуатационной базы флота в Индустриальном районе Хабаровска), так она называлась потому, что недалеко располагались артиллерийские склады (ныне это – начало улицы Комсомольской), что требовало меньше затрат.

В 1927 году началось сооружение затона именно в Артиллерийской протоке, он получил название «Артзатон». Требования к нему заключались в том, что он должен был иметь эффективную защиту судов от весеннего ледохода, то есть дамбу, которая отводила бы течение в сторону.

Строительство сооружения вело Амурское водное управление, а 80% судов, которые должны были разместиться в затоне после завершения работ, принадлежали «Амурскому государственному пароходству». Планировалось, что новый затон вместит 250 судов, а в непосредственной близости расположатся мастерские для их обслуживания. Строительство сопровождалось массой проблем. В первую очередь экономических – финансирование проекта поступало частями, дамба простаивала и разрушалась, а в наводнение 1928 года она оказалась полностью затоплена.

Готовность Дальнего Востока противостоять стихии оценил полпред в ДФО Юрий Трутнев
18 апреля 2025, 11:45 0

В тот год наводнение было очень сильным и разрушительным, пострадали все прибрежные села, как и сам Хабаровск. К 16 августа 1928 года вода поднялась на уровень в шесть метров (в то время, как месяцем ранее, 11 июля, он составлял всего 2,22 метра). В этот день была проведена эвакуация «Красного затона» (так затон «Блаженный» стал называться с 1923 года).

Наводнение шло по всем рекам бассейна Амура – Уссури, Сунгари, Зеи и т.д. Страдали города Хабаровск, Благовещенск, Иман (Дальнереченск), был открыт расчетный счет для оказания помощи пострадавшим. Кстати, несмотря на непростые отношения с соседним Китаем, президиум Хабаровского крайисполкома на заседании 31 июля 1928 года постановил оказать помощь населению района Сахалян (ныне – китайский город Хэйхэ на правом берегу Амура напротив Благовещенска).

После наводнения начались восстановительные работы в «Артзатоне», суда вернулись в «Красный затон», но вернулась и стихия. Так 25 и 26 сентября в Хабаровске свирепствовал тайфун, который снова принес беды. Мощные волны выбросили на берег стоявший в старом затоне пароход «Нацаренус» – ему на помощь отправили пароход «Труд». Досталось от шторма и строящемуся «Артзатону» – его дамба снова была повреждена. На Амуре во время разгула стихии было полностью прекращено речное сообщение.

Рукотворные парки наполнят характерные для Дальнего Востока растения
08 апреля 2025, 11:25 0

В следующем году в реке снова поднялась вода, но речники «Красного затона» лучше приготовились к встрече с наводнением. Пиломатериалы были надежно закреплены, имущество перенесли на возвышенные места и (частично) на пароходы и баржи. Тем не менее, затон снова утонул: между помещениями и мастерскими люди передвигались на лодках. Пик наводнения пришелся на 18 августа, а уровень реки достиг отметки 590 сантиметров – всего на 10 сантиметров меньше, чем годом ранее.

Осенью 1929 года флот переехал на зимний отстой и ремонт из «Красного затона» в акваторию «Артзатона», флот «Второй Уссурийской протоки» также переехал в «Артзатон». К этому времени половина «косы» затона – 900 метров – была готова, а сумма, которую потратили на возведение гидротехнического сооружения, составила 480 тысяч рублей, без учета стоимости оборудования для мастерских.

После наводнения 2013 года стало понятно, что возведенная в 20-х годах ХХ века уже не соответствует тем значениям, до которых может подняться Амур и было принято решение о модернизации дамбы и поднятия его до уровня 10 метров, а также укрепление ее тела бетонными плитами. Таким образом, обновленная дамба РЭБ Флота станет еще и прогулочной зоной, и частью самой длинной набережной на Дальнем Востоке.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме