В этом году мы всей страной отмечаем очень важную дату. Исполняется 50 лет Байкало-Амурской магистрали, которая проходит по значительной территории Хабаровского края к портам на берегу Татарского пролива. ИА «Хабаровский край сегодня» предлагает вспомнить, как начиналась стройка века, и разобраться, почему БАМ нередко называют трижды рождённой дорогой.
Всем Союзом
Официально постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли 8 июля 1974-го. Однако ещё 27 апреля того же года XVII съезд Комсомола объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Прямо из зала заседаний первый отряд примерно из 600 добровольцев отправился с флагами и транспарантами на Ярославский вокзал Москвы в долгий путь на восток - строить новую жизнь.
«Какое счастье, что я отправляюсь на БАМ! Теперь мы уже в поезде. Не верю своим глазам: нас провожает перрон, наводнённый шумной, ликующей толпой, расцвеченной букетами гвоздик, флагами и транспарантами. Это всеобщая радость, какую сложно вообразить! – писала в своих воспоминаниях участница того первого отряда строителей БАМа Татьяна Васина. - Наш поезд идёт от станции к станции, и всякий раз нас приветствуют люди. Уже больше полусотни сели «зайцами», чтобы проследовать с нами на Дальний Восток, только бы поучаствовать в стройке».
В мае 1974 этот отряд первостроителей прибыл на БАМ и приступил к работам по прокладке в глухой амурской тайге новой магистрали. В том же месяце ровно полвека назад первый эшелон воинов-железнодорожников прибыл на строительство Восточного участка БАМа на территории Хабаровского края.
Практически сразу Байкало-Амурская магистраль стала истинно всесоюзной стройкой. Республики СССР возводили магистраль участками и строили рядом большие посёлки. В Хабаровском крае в архитектуре Солони до сих пор угадываются таджикские мотивы, Алонки – молдавские. А Новый Ургал в том же Верхнебуреинском районе до сих пор называют «таёжным Донецком». Возводили этот посёлок посланцы Донбасса, который уже в наше время вновь воссоединился с Родиной.
- Я работала крановщицей на всех главных стройках Нового Ургала. Вообще-то в 40-градусный мороз по инструкции строительные работы нельзя проводить. Но куда там! И в минус 45, и за 50 трудились. Было как-то - у меня золотые серёжки от холода лопнули. Но стройку не останавливали. Мечта же была – БАМ и посёлок как можно быстрее построить, - рассказывала в беседе нашему корреспонденту уроженка Донбасса, одна из первостроителей Нового Ургала Елена Халабузарь.
Кстати, тщательная подготовка к строительству БАМа началась ещё с 1967 года, когда было принято совершенно секретное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о начале изыскательских работ и проектировании магистрали. В фондах госархива Хабаровского края сохранился другой любопытный документ. Председатель крайисполкома Алексей Чёрный в том же году поддержал идею прокладки БАМа от нынешней Тынды через верховья Зеи, вдоль реки Уда через Чумикан - и далее с поворотом на юг к посёлку Дуки и к Комсомольску-на-Амуре. Однако вариант с постройкой БАМа напрямую и немного южнее признали более целесообразным. Стройка Тихоокеанской железной дороги по территории Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края развернулась только в наши дни.
Стальной путь Сталина
В этом году, отмечая полувековой юбилей БАМа, мы вспоминаем, по сути, второе рождение магистрали. Изначально же о прокладке железной дороги этим маршрутом задумались ещё в позапрошлом веке. В 1880-х годах инженеры даже провели изыскания, но признали условия слишком суровыми. После чего началось сооружение Транссиба вдоль границы с Китаем.
Первая попытка начать прокладку Байкало-Амурской магистрали была предпринята в 1932 году. Энтузиасты-добровольцы с воодушевлением отправились на восток страны покорять суровую природу. В прессе того времени публиковались телеграммы от них в адрес Иосифа Сталина: «Вождю партии, организатору побед рабочего класса… Будем со свойственной лишь тебе настойчивостью и волей пролагать стальной путь от Байкала до Амура».
Но в реальности власти понимали: на одном лишь энтузиазме БАМ не построишь. В атмосфере строжайшей секретности принимаются постановления о создании БАМлага. Вопросы строительства железнодорожной магистрали передаются из наркомата путей сообщения в ОГПУ (бывшая ЧК).
«Непосредственной причиной развёртывания БАМлага стала оккупация Маньчжурии японскими войсками осенью 1931 года. В тот период создалась реальная угроза железнодорожному сообщению по одноколейному тогда Транссибу вблизи государственной границы СССР», - пишет в своей книге «БАМлаг» историк Виктор Прядкин.
БАМ на значительном его протяжении построят в довоенные годы. Однако во время Великой Отечественной часть путей разберут и отправят для оборудования фронтовых железных дорог. В конце 40-х большую стройку на БАМе решено было возобновить. Но со смертью Сталина в 1953 году она опять замерла. То, что было построено, законсервировали. В 1959 году пришёл приказ консервацию снять. То есть, объекты оказались фактически брошенными.
Новое дыхание БАМа
Нечто подобное едва не произошло на уже практически построенной Байкало-Амурской магистрали после развала СССР. Горе-реформаторы 90-х с высоких трибун объявили БАМ «дорогой в никуда», «совершенно напрасной тратой денег и ресурсов». Однако время расставило всё по своим местам.
С интенсивным поворотом экономики России на Восток растут потребности в грузоперевозках к портам Хабаровского края Ванино и Советская Гавань. Президент Владимир Владимирович Путин дал поручение ускорить развитие БАМа. На всём протяжении магистрали началась масштабная модернизация. В этом году стартует уже третий её этап.
- При всём внимании властей страны и затраченных ресурсах в советские годы удалось построить, по сути, только половину магистрали – один неэлектрифицированный путь. Сейчас же мы имеем честь быть свидетелями новой великой стройки. Масштаб работ по прокладке второго пути, строительству новых мостов и тоннелей ничуть не меньше, чем был во времена СССР. БАМ-2 рождается на наших глазах, - уверен глава администрации БАМовского Верхнебуреинского района Алексей Маслов.
И это уже третье рождение магистрали. А значит, будет работа в железнодорожных посёлках, будут создаваться семьи, рождаться дети, появятся новые перспективы.