Нам есть кем гордиться: учёный и педагог Михаил Даниловский

ИА «Хабаровский край сегодня» к 85-летию дня рождения края продолжает публикацию биографий наших земляков, которыми мы гордимся. Рассказы об уникальных людях, кто жил и работал в нашем регионе, собрала в одной книге «Личность. История Хабаровского края в лицах» Наталья Думчева. Сегодня это история учёного и педагога, почётного гражданина Хабаровска Михаила Павловича Даниловского.
Михаил Павлович Даниловский (1921 -1995), первый ректор Хабаровского политехнического института. Первопроходец. Фронтовик. Учёный и педагог. Человек большой силы воли, талантливый организатор и руководитель. Общественный деятель. Отличающийся огромной любовью к людям, к своему делу, к родному краю.
Награждён орденом «Знак Почёта», двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, нагрудным знаком «За отличные успехи в работе». Почётный гражданин города Хабаровска и Почётный ректор Хабаровского государственного университета.

Наш земляк
Впервые я познакомилась с Михаилом Павловичем в 1972 году. На выборах. Он был кандидатом в депутаты городского совета. За него голосовал Северный микрорайон. На предвыборных встречах с населением он, так искренно и проникновенно, рассказывал о своём молодом ещё институте. О трудностях, о первых студентах, о планах на будущее. И потом, уже став депутатом, он постоянно «пробивал» вопросы по благоустройству этого микрорайона, по строительству там школы, детских садов, кинотеатра. Он знал сколько на линии работает автобусов 21 маршрута. Когда их было мало, тогда было много опоздавших в институт.
Он сам звонил в диспетчерскую города и просил срочно добавить машин. Он возглавлял депутатскую комиссию по образованию. И поднимал перед городом, краем десятки острых, необходимых вопросов, касающихся образования в городе. Хотя своих вопросов у него было с лихвой. Институт продолжал строиться.
Не менее активным был он и краевым депутатом. Он был одним из инициаторов создания совета ректоров вузов края. Спросите – зачем? Чтобы работать и готовить специалистов ещё эффективнее, с глубокими знаниями, да тех профессий, которые нужны в крае, на Дальнем Востоке.

Вузовское начальство в Москве. И здесь, вдали от столицы, каждый институт был несколько сам по себе. А образование – дело государственное. И созданный совет ректоров брал на себя решение многих серьёзных проблем. Он работает и сегодня.

Родом «нашенский»
Михаил Павлович Даниловский родился в 1921 году в селе Горно-Ананьевке Приморского края. Родители были крестьянами, занимались сельским хозяйством, охотой и лесничеством. В семье росли трое детей. С ранних лет их приучали к труду, не чураться любой работы, ответственному отношению к жизни, уважению к старшим, любви к своему дому и близким людям. Это была на удивление дружная и крепкая семья. Дети подрастали и Даниловские переехали во Владивосток. Миша окончил здесь три класса начальной школы, после чего семья переехала в Хабаровск. Здесь осели основательно.
Миша пошел учиться в 33-ю школу и окончил её с отличием. В 1940 году он поступает в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. Учится блестяще и строит самые смелые планы на будущее. Но война на пороге.
Со второго курса института ушел добровольцем на фронт осенью 1941 года. В составе первого парашютно-десантного батальона 12-й десантной воздушной бригады, ставшей гвардейской, он участвовал в битве под Москвой. Летом 1942 года 116-й гвардейский стрелковый полк, в котором служил Даниловский, в составе 65-й армии Донского фронта вёл оборонительные бои на Сталинградском направлении. Там, под Клётской, в одном из тяжелейших столкновений с немецкими танками погибли 50 студентов из Новосибирска. Политруку Даниловскому повезло остаться живым, выжить в том огненном смерче. В одном из октябрьских боёв он получил тяжёлое ранение и выбыл из строя.

После госпиталя Михаила направили на учёбу в Казанское танковое училище. Он окончил его с отличием и был оставлен на преподавательской работе. Ратные подвиги Михаила Павловича были отмечены орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В 1947 году, демобилизовавшись из армии, М.П. Даниловский возвращается в Хабаровск. Он продолжает учиться в Хабаровском институте железнодорожного транспорта.
- Первая полноценная встреча с Михаилом Павловичем, - вспоминал его друг и учитель профессор А.П. Филин, - состоялась у меня, когда я читал курса лекций о металлических мостах в студенческой группе, в которой учился Даниловский. Он обращал на себя внимание тем, что был старше многих своих одноклассников. Позднее я узнал, что Михаил Павлович всего на неполный год моложе меня. Однако за его плечами были годы, проведённые на фронтах Великой Отечественной войны, оставившие на нём свои слёзы и физические (к сожалению), о которых я узнал много лет спустя, и моральные. Ужасы войны, которые он наблюдал и вынес на себе, усилили в нём заложенные от природы гуманность и мудрость. Всегда собранный, старательный, предельно обязательный и очень способный. Он вызывал у меня чувство глубокой симпатии и уважения.
В 1952 году Михаил Павлович с отличием оканчивает институт. Его оставляют работать на кафедре «Мосты и тоннели».

После двухгодичной аспирантуры он начинает работать старшим преподавателем на кафедре строительных конструкций ХабИИЖТа, которую впоследствии и возглавит. Перед молодым учёным широко открывался мир науки, поисков и своего весомого вклада в неё.
Жизнь, однако, уготовила ему несколько иной путь – более значительный и трудный.

Путь первопроходца

В пятидесятые годы на Дальнем Востоке во всех областях народного хозяйства ощущалась острая нехватка специалистов с высшим образованием. Вполне закономерным было постановление Совета Министров ССС 1954 года о строительстве в Хабаровске комплекса высших учебных заведений. В него должны войти лесотехнический институт, инженерно-строительный и автомобильно-дорожный институты.
В августе того же года для строительства комплекса город выделил под строительство земельный участок по Тихоокеанскому шоссе площадью 208 гектаров!
В начале 1956 года Минвуз СССР издал приказ о строительстве первой очереди вузовского комплекса – автомобильно-дорожного института. Директором строящегося вуза был назначен А.С. Кудрин. Проектирование комплекса было поручено Государственному институту проектирования, а генподрядчиком стал стройтрест № 35.

Осенью 1956 года началось строительство общежития № 1. Строительная площадка к тому времени представляла собой поле подсобного хозяйства мясокомбината, на которых стояли полу разрушившийся барак и домик сторожа. В этом бараке на первых порах и разместился прорабский участок.

Уже 29 марта 1958 года вышел приказ министра высшего образования СССР об открытии с 1 июня 1958 года Хабаровского автомобильно-дорожного института (ХабАДИ). 10 апреля 1958 года приказом того же министра М.П. Даниловский назначается директором этого института.

Масштаб того, что предстояло сделать молодому директору, поражает. Речь шла не просто о руководстве новым институтом, что само по себе уже является делом не простым. А о его создании с нуля в полном и переносном смысле. В чистом поле, на окраине города, среди огромной строительной площадки стояло недостроенное пятиэтажное здание.

Преподавательских кадров не было, не было и студентов. За пять месяцев предстояло решить сложнейшую задачу – институт должен начать работу. И эту задачу смог решить человек, закалённый испытаниями сурового военного времени и обладавший выдающимся организаторским талантом. Это Михаил Павлович Даниловский.

Была создана приёмная комиссия и осуществлён первый набор студентов, который составил 150 человек. Вступительные экзамены принимались в стенах института инженеров железнодорожного транспорта. Набор шел по специальностям: автомобильный транспорт; автомобильные дороги; строительные, дорожные машины и оборудование; промышленное и гражданское строительство.
Осень 1958 года. Первые 150 студентов после возвращения с уборочных работ на картофельных полях села Виноградовка приступили к занятиям в аудиториях железнодорожного института. К концу года перебрались в недостроенное здание первого общежития. Три этажа его были сданы в эксплуатацию в октябре 1958 года. Под учебные аудитории были переоборудованы два первых этажа, на третьем жили иногородние студенты. Четвёртый и пятый этажи ещё строились. Достраивать их помогали студенты и преподаватели.

Один из первых 14 преподавателей института Б.Н. Деревянкин в своих воспоминаниях так писал об этом времени: «Как такового института ещё не было. Все занятия проводились на первом и втором этажах общежития № 1. На третьем и четвёртом жили студенты, на пятом – заканчивали работы строители». Коллективными усилиями были выполнены почти все отделочные работы в здании, включая настил полов. Проложен к институту телефонный кабель от посёлка Рыбак. Подвал общежития был переоборудован под столовую, введена в эксплуатацию котельная. Первыми кочегарами в ней стали студенты. После сдачи в эксплуатацию около двух лет это здание было и учебным корпусом Хабаровского автодорожного института, и домом для его студентов. Команда «политехов» из первых преподавателей и студентов первого набора во главе со своим ректором совершила, можно сказать без преувеличения, гражданский подвиг.

Институт продолжал строиться: росли стены главного учебного здания, студенческого городка. В 1961 году был построен первый жилой дом в новом микрорайоне для преподавателей института, спортивные и детские площадки.

В 1962 году институт, основанный как автодорожный, перерос рамки отраслевого и был реорганизован в Хабаровский политехнический институт – крупнейший на Дальнем Востоке. Стремительное развитие науки и техники шестидесятых годов привели к созданию новых направлений производства. Зарождались вычислительная техника, ядерная энергетика, полупроводниковая электроника, развивались космическо-ракетная индустрия, атомная промышленность.

Откликаясь на развитие экономики страны, Михаил Павлович приложил все усилия для того, чтобы набор специальностей и уровень подготовки специалистов ХПИ соответствовали потребностям государства. Были реорганизованы ряд кафедр и факультетов, подготовительное отделение для рабочей молодёжи, оказавшие заметное влияние на подготовку специалистов. При этом особое внимание уделялось подготовке кадров для отраслей народного хозяйства Дальнего Востока.

В 1962 году лесоинженерный факультет был переведён из ДВПИ в Хабаровский политехнический институт. С 1963 года началась подготовка инженеров технологов и конструкторов.

В 1968 году на десяти факультетах уже обучалось более 10 тысяч студентов по 17 специальностям. На 38 кафедрах работало 605 преподавателей, в том числе 90 с учёными степенями. Площадь учебных и лабораторных корпусов составляла 67 тысяч квадратных метров. Институтские лаборатории оснащены современным оборудованием, создан вычислительный центр.
Сформированный при непосредственном участии Михаила Павловича профессорско-преподавательский состав отличался высоким профессионализмом и большим чувством ответственности. На всех факультетах были выдающиеся личности. Первые преподаватели и сотрудники Л.И. Загуляева, К.Б. Куренщиков, Н.П. Парфёнов, Г.Г. Золотницкая, Л.М. Нишневич, Г.П. Собин, Б.А. Деревянкин, Н.А. Павловская – коллеги ректора по ХПИ стали его золотым фондом. По своим профессиональным и человеческим качествам они были достойны своего лидера.
Значительную роль в организации учебного процесса играл первый проректор вуза по учебной работе профессор Николай Прохорович Парфёнов. Он пользовался большим авторитетом и у студентов, и у преподавателей. Аудитория, где читал лекции профессор Парфёнов, всегда были переполнены.

Бывший в 1960-63 годах деканом строительного факультета Леонид Михайлович Нишневич в своих воспоминаниям отметил: «Н.П. Парфёнов исключительно культурный и знающий человек. А какой он замечательный был лектор, с прекрасным чувством юмора! На лекции к нему даже специально преподаватели ходили».

Представители команды М.П. Даниловского отличались энергией, честностью, любовью к своему делу. Они верили в своих студентов, приветствовали идеалы добра и красоты. И студенческая молодёжь 60-х, 70-х годов, наполненная романтикой и энтузиазмом, это остро чувствовала и горячо поддерживала своих наставников.   

Школа Даниловского
Год от года росла материальная база института. Совершенствовался учебный процесс, рос авторитет Хабаровского политехнического. В 1978 году на первый курс по двадцати специальностям было зачислено 3300 студентов. Профессорско-преподавательский коллектив составлял 864 человека. Обучение студентов на 13 факультетах и 57 кафедрах. За 20 лет дипломы инженеров в ХПИ получили 18 270 выпускников.

Самоотверженный труд института в 1972 году был отмечен Юбилейным Почётным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета национальности СССР и ВЦСПС за достижение наивысших результатов в социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР. Выпускник ХПИ 1969 года, доцент ТОГУ Николай Алексеевич Кутний в своих воспоминаниях отметил такой факт: «В 1983 году на заседании Минвуза СССР при подведении итогов работы вузов страны годовая работа ХПИ получила высокую оценку. При этом особо было отмечено то, что этот вуз возглавляет М.П. Даниловский, единственный в Минвузе ректор, который построил институт и бессменно возглавляет его более 25 лет».

Институт стал подлинно научным учреждением. В это время стремительно начали работать конструкторское бюро, семинары, лаборатории. Царила атмосфера высокого отношения к науке и научной работе. Так, в конце 70-х годов учёными института были получены 72 авторских свидетельства Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. Экономический эффект от внедрения этих научных разработок за 1976-77 годы в народном хозяйстве составил свыше 5 миллионов рублей. Крепкими стали связи института с промышленными предприятиями, научными учреждениями Академии наук СССР. И в этом, несомненно, была большая заслуга ректора.

Михаил Павлович был не только талантливым администратором и педагогом. Он был также талантливым учёным. Наука была одной из главных сторон его деятельности. В 1960 году М.П. Даниловскому была присуждена учёная степень кандидата технических наук. В это время он обобщал отечественный и зарубежный опыт, создал теорию, позволяющую рассчитать основные параметры строительства мостов. Результаты его исследований в этой области послужили основой для строительства мостов на практике.

Михаил Павлович никогда не отрывал свою научную деятельность от педагогической. Проводил консультации с аспирантами и студентами в ректорском кабинете и считал эту работу важной в системе подготовки специалистов. Будучи уже преподавателем на кафедре «Строительные конструкции», он сконструировал ряд приборов, станков и приспособлений, которые применялись в производстве стройматериалов.

Михаил Павлович учил студентов создавать проекты, заниматься исследовательской работой. Возглавляя кафедру, руководил ежедневной, напряженной научной и учебно-методической работой в институте.

Благодаря его усилиям, институт стал крупным храмом науки Дальнего Востока.

Штрихи к портрету
М.П. Даниловский был и крупным общественным деятелем. Он неоднократно избирался депутатом краевого, городского Советов народных депутатов. Активно влиял, чтобы институты строили свою работу исключительно в интересах города и края, в интересах их граждан. Не терпел волокиты, очковтирательства и обмана. Всегда был готов помочь простому человеку и не жалел для этого даже своего времени, которого у него, увы, было не так уж и много.
- Его активность на общественном поприще, - отмечал профессор А.Ф. Филин, характеризуя общественную деятельность Даниловского, - имела особый характер. У него она была естественной, органичной, искренней, без налёта карьеризма и фальши.
Более двадцати лет Михаил Павлович бессменно возглавлял общество дружбы «СССР – Япония», созданное в крае по решению Хабаровского крайкома партии в 1960 году в целях развития дружеских и культурных связей. Одним из первых в крае появился студенческий интерклуб, стали налаживаться конкретные связи со страной Восходящего солнца.

Вошли в традицию ежегодные российско-японские студенческие конференции, проводившиеся поочерёдно в Хабаровске и Токио, а также молодёжные форумы студенчества Хабаровска с участием иностранцев, обучающихся в наши вузах. Впрочем, сегодняшняя международная деятельность не только ТОГУ, но и многих других учебных заведений далеко обогнала самые дерзкие планы не столь далёкого прошлого.
- Работа была его жизнью, выходных у него просто не было, - вспоминает сын Михаила Павловича. – И только когда начались проблемы со здоровьем, он «позволял» себе всего один выходной, который любил проводить на даче, отдыхая там всей душой.
Со своей будущей женой, Лидой Кузнецовой, Михаил Павлович познакомился ещё будучи учеником в школе. У них было много общего: оба хорошо учились, закончили школу с отличием. – «Он был умным, талантливым, смелым, очень добрым», - вспоминает Лидия Ивановна. Когда Миша добровольцем ушел на фронт, они переписывались друг с другом всю войну. Она считала его хорошим другом. А он, приехав в отпуск в 1945 году в Хабаровск, признался ей в любви. К этому времени она уже закончила «железку» в Хабаровске (не поехав из-за войны учиться в Москву) и преподавала там же.

Они поженились в 1946 году. Свадьбы не было. Ну, какие праздники в столь трудное послевоенное время? – считали оба. К тому же ему ещё предстояло получить высшее образование, начать трудиться. Но это не умоляло его любви к жене, а потом и своим сыновьям. В кругу семьи он отдыхал душой. Любил приглашать в гости коллег, встречи с которыми напоминали творческие вечера, с задушевными разговорами и хоровым пением под аккордеон.

Творческая жизнь и деятельность Михаила Павловича, по мнению хорошо знавших его людей, просто феноменальны.

Г.Г. Золотницкая, первая заведующая кафедрой иностранных языков Хабаровского политехнического института: «Он был прекрасным ректором, пользовался всеобщим уважением. Благодаря М.П. Даниловскому в вузе не существовало таких официальных отношений, которые были обычными в большинстве наших высших учебных заведений. Примеру М.П. Даниловского следовал преподавательский состав и начальственный тон по отношению к студентам и преподавателям не имел места быть, между студентами и преподавателями установились такие близкие дружеские отношения, которые вряд ли существовали в каком-либо другом высшем учебном заведении города Хабаровска».

Вся жизнь, отношение к делу, к людям Михаила Павловича послужила хорошим примером для многих ректоров Дальневосточных вузов. Его традициям следовали Романов Валентин Викторович (пединститут), Степанов Владимир Ильич (ВПИ), Дмитренко Валентин Иосифович (ХАБИИЖТ), Лихобабин Владимир Алексеевич (академия экономики и права), Зятьковский Юрий Васильевич и другие.

С 1995 года (года смерти Михаила Павловича) в университете проводятся Дни памяти М.П. Даниловского. В 1995 году был создан фонд имени профессора М.П. Даниловского и утверждён комитет фонда, по решению которого ежегодно лучшим студентам и аспирантам назначается стипендия имени профессора М.П. Даниловского, а профессорско-преподавательскому составу присуждаются премии за лучшую научно-исследовательскую или учебно-методическую работу.
Данью глубокого уважения к первому ректору стало открытие в его честь мемориальной доски на здании университета. В 2001 году улица Политехническая Хабаровска переименована в улицу профессора Даниловского М.П., а в 1995 году появилась мемориальная доска на одном из домов по этой улице.

Политехнический институт стал Тихоокеанским государственным университетом и вместе со студенческим городком занимает целый микрорайон. Его выпускники работают по всему миру: проектируют, строят, программируют, руководят предприятиями и городами. Их первым ректором вечным будет профессор Даниловский.

Яркая жизнь и дела Михаила Павловича Даниловского – настоящего русского человека может служить всем нам, ныне живущим, свидетельством величия времени и государства, в котором он родился, вырос, жил и работал.     

Нам есть кем гордиться: учёный и педагог Михаил Даниловский
Автор:

Наш край, 13 октября, 12:45

Нам есть кем гордиться: учёный и педагог Михаил Даниловский


Нам есть кем гордиться: учёный и педагог Михаил Даниловский

ИА «Хабаровский край сегодня» к 85-летию дня рождения края продолжает публикацию биографий наших земляков, которыми мы гордимся. Рассказы об уникальных людях, кто жил и работал в нашем регионе, собрала в одной книге «Личность. История Хабаровского края в лицах» Наталья Думчева. Сегодня это история учёного и педагога, почётного гражданина Хабаровска Михаила Павловича Даниловского.
Михаил Павлович Даниловский (1921 -1995), первый ректор Хабаровского политехнического института. Первопроходец. Фронтовик. Учёный и педагог. Человек большой силы воли, талантливый организатор и руководитель. Общественный деятель. Отличающийся огромной любовью к людям, к своему делу, к родному краю.
Награждён орденом «Знак Почёта», двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, нагрудным знаком «За отличные успехи в работе». Почётный гражданин города Хабаровска и Почётный ректор Хабаровского государственного университета.

Наш земляк
Впервые я познакомилась с Михаилом Павловичем в 1972 году. На выборах. Он был кандидатом в депутаты городского совета. За него голосовал Северный микрорайон. На предвыборных встречах с населением он, так искренно и проникновенно, рассказывал о своём молодом ещё институте. О трудностях, о первых студентах, о планах на будущее. И потом, уже став депутатом, он постоянно «пробивал» вопросы по благоустройству этого микрорайона, по строительству там школы, детских садов, кинотеатра. Он знал сколько на линии работает автобусов 21 маршрута. Когда их было мало, тогда было много опоздавших в институт.
Он сам звонил в диспетчерскую города и просил срочно добавить машин. Он возглавлял депутатскую комиссию по образованию. И поднимал перед городом, краем десятки острых, необходимых вопросов, касающихся образования в городе. Хотя своих вопросов у него было с лихвой. Институт продолжал строиться.
Не менее активным был он и краевым депутатом. Он был одним из инициаторов создания совета ректоров вузов края. Спросите – зачем? Чтобы работать и готовить специалистов ещё эффективнее, с глубокими знаниями, да тех профессий, которые нужны в крае, на Дальнем Востоке.

Вузовское начальство в Москве. И здесь, вдали от столицы, каждый институт был несколько сам по себе. А образование – дело государственное. И созданный совет ректоров брал на себя решение многих серьёзных проблем. Он работает и сегодня.

Родом «нашенский»
Михаил Павлович Даниловский родился в 1921 году в селе Горно-Ананьевке Приморского края. Родители были крестьянами, занимались сельским хозяйством, охотой и лесничеством. В семье росли трое детей. С ранних лет их приучали к труду, не чураться любой работы, ответственному отношению к жизни, уважению к старшим, любви к своему дому и близким людям. Это была на удивление дружная и крепкая семья. Дети подрастали и Даниловские переехали во Владивосток. Миша окончил здесь три класса начальной школы, после чего семья переехала в Хабаровск. Здесь осели основательно.
Миша пошел учиться в 33-ю школу и окончил её с отличием. В 1940 году он поступает в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта. Учится блестяще и строит самые смелые планы на будущее. Но война на пороге.
Со второго курса института ушел добровольцем на фронт осенью 1941 года. В составе первого парашютно-десантного батальона 12-й десантной воздушной бригады, ставшей гвардейской, он участвовал в битве под Москвой. Летом 1942 года 116-й гвардейский стрелковый полк, в котором служил Даниловский, в составе 65-й армии Донского фронта вёл оборонительные бои на Сталинградском направлении. Там, под Клётской, в одном из тяжелейших столкновений с немецкими танками погибли 50 студентов из Новосибирска. Политруку Даниловскому повезло остаться живым, выжить в том огненном смерче. В одном из октябрьских боёв он получил тяжёлое ранение и выбыл из строя.

После госпиталя Михаила направили на учёбу в Казанское танковое училище. Он окончил его с отличием и был оставлен на преподавательской работе. Ратные подвиги Михаила Павловича были отмечены орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В 1947 году, демобилизовавшись из армии, М.П. Даниловский возвращается в Хабаровск. Он продолжает учиться в Хабаровском институте железнодорожного транспорта.
- Первая полноценная встреча с Михаилом Павловичем, - вспоминал его друг и учитель профессор А.П. Филин, - состоялась у меня, когда я читал курса лекций о металлических мостах в студенческой группе, в которой учился Даниловский. Он обращал на себя внимание тем, что был старше многих своих одноклассников. Позднее я узнал, что Михаил Павлович всего на неполный год моложе меня. Однако за его плечами были годы, проведённые на фронтах Великой Отечественной войны, оставившие на нём свои слёзы и физические (к сожалению), о которых я узнал много лет спустя, и моральные. Ужасы войны, которые он наблюдал и вынес на себе, усилили в нём заложенные от природы гуманность и мудрость. Всегда собранный, старательный, предельно обязательный и очень способный. Он вызывал у меня чувство глубокой симпатии и уважения.
В 1952 году Михаил Павлович с отличием оканчивает институт. Его оставляют работать на кафедре «Мосты и тоннели».

После двухгодичной аспирантуры он начинает работать старшим преподавателем на кафедре строительных конструкций ХабИИЖТа, которую впоследствии и возглавит. Перед молодым учёным широко открывался мир науки, поисков и своего весомого вклада в неё.
Жизнь, однако, уготовила ему несколько иной путь – более значительный и трудный.

Путь первопроходца

В пятидесятые годы на Дальнем Востоке во всех областях народного хозяйства ощущалась острая нехватка специалистов с высшим образованием. Вполне закономерным было постановление Совета Министров ССС 1954 года о строительстве в Хабаровске комплекса высших учебных заведений. В него должны войти лесотехнический институт, инженерно-строительный и автомобильно-дорожный институты.
В августе того же года для строительства комплекса город выделил под строительство земельный участок по Тихоокеанскому шоссе площадью 208 гектаров!
В начале 1956 года Минвуз СССР издал приказ о строительстве первой очереди вузовского комплекса – автомобильно-дорожного института. Директором строящегося вуза был назначен А.С. Кудрин. Проектирование комплекса было поручено Государственному институту проектирования, а генподрядчиком стал стройтрест № 35.

Осенью 1956 года началось строительство общежития № 1. Строительная площадка к тому времени представляла собой поле подсобного хозяйства мясокомбината, на которых стояли полу разрушившийся барак и домик сторожа. В этом бараке на первых порах и разместился прорабский участок.

Уже 29 марта 1958 года вышел приказ министра высшего образования СССР об открытии с 1 июня 1958 года Хабаровского автомобильно-дорожного института (ХабАДИ). 10 апреля 1958 года приказом того же министра М.П. Даниловский назначается директором этого института.

Масштаб того, что предстояло сделать молодому директору, поражает. Речь шла не просто о руководстве новым институтом, что само по себе уже является делом не простым. А о его создании с нуля в полном и переносном смысле. В чистом поле, на окраине города, среди огромной строительной площадки стояло недостроенное пятиэтажное здание.

Преподавательских кадров не было, не было и студентов. За пять месяцев предстояло решить сложнейшую задачу – институт должен начать работу. И эту задачу смог решить человек, закалённый испытаниями сурового военного времени и обладавший выдающимся организаторским талантом. Это Михаил Павлович Даниловский.

Была создана приёмная комиссия и осуществлён первый набор студентов, который составил 150 человек. Вступительные экзамены принимались в стенах института инженеров железнодорожного транспорта. Набор шел по специальностям: автомобильный транспорт; автомобильные дороги; строительные, дорожные машины и оборудование; промышленное и гражданское строительство.
Осень 1958 года. Первые 150 студентов после возвращения с уборочных работ на картофельных полях села Виноградовка приступили к занятиям в аудиториях железнодорожного института. К концу года перебрались в недостроенное здание первого общежития. Три этажа его были сданы в эксплуатацию в октябре 1958 года. Под учебные аудитории были переоборудованы два первых этажа, на третьем жили иногородние студенты. Четвёртый и пятый этажи ещё строились. Достраивать их помогали студенты и преподаватели.

Один из первых 14 преподавателей института Б.Н. Деревянкин в своих воспоминаниях так писал об этом времени: «Как такового института ещё не было. Все занятия проводились на первом и втором этажах общежития № 1. На третьем и четвёртом жили студенты, на пятом – заканчивали работы строители». Коллективными усилиями были выполнены почти все отделочные работы в здании, включая настил полов. Проложен к институту телефонный кабель от посёлка Рыбак. Подвал общежития был переоборудован под столовую, введена в эксплуатацию котельная. Первыми кочегарами в ней стали студенты. После сдачи в эксплуатацию около двух лет это здание было и учебным корпусом Хабаровского автодорожного института, и домом для его студентов. Команда «политехов» из первых преподавателей и студентов первого набора во главе со своим ректором совершила, можно сказать без преувеличения, гражданский подвиг.

Институт продолжал строиться: росли стены главного учебного здания, студенческого городка. В 1961 году был построен первый жилой дом в новом микрорайоне для преподавателей института, спортивные и детские площадки.

В 1962 году институт, основанный как автодорожный, перерос рамки отраслевого и был реорганизован в Хабаровский политехнический институт – крупнейший на Дальнем Востоке. Стремительное развитие науки и техники шестидесятых годов привели к созданию новых направлений производства. Зарождались вычислительная техника, ядерная энергетика, полупроводниковая электроника, развивались космическо-ракетная индустрия, атомная промышленность.

Откликаясь на развитие экономики страны, Михаил Павлович приложил все усилия для того, чтобы набор специальностей и уровень подготовки специалистов ХПИ соответствовали потребностям государства. Были реорганизованы ряд кафедр и факультетов, подготовительное отделение для рабочей молодёжи, оказавшие заметное влияние на подготовку специалистов. При этом особое внимание уделялось подготовке кадров для отраслей народного хозяйства Дальнего Востока.

В 1962 году лесоинженерный факультет был переведён из ДВПИ в Хабаровский политехнический институт. С 1963 года началась подготовка инженеров технологов и конструкторов.

В 1968 году на десяти факультетах уже обучалось более 10 тысяч студентов по 17 специальностям. На 38 кафедрах работало 605 преподавателей, в том числе 90 с учёными степенями. Площадь учебных и лабораторных корпусов составляла 67 тысяч квадратных метров. Институтские лаборатории оснащены современным оборудованием, создан вычислительный центр.
Сформированный при непосредственном участии Михаила Павловича профессорско-преподавательский состав отличался высоким профессионализмом и большим чувством ответственности. На всех факультетах были выдающиеся личности. Первые преподаватели и сотрудники Л.И. Загуляева, К.Б. Куренщиков, Н.П. Парфёнов, Г.Г. Золотницкая, Л.М. Нишневич, Г.П. Собин, Б.А. Деревянкин, Н.А. Павловская – коллеги ректора по ХПИ стали его золотым фондом. По своим профессиональным и человеческим качествам они были достойны своего лидера.
Значительную роль в организации учебного процесса играл первый проректор вуза по учебной работе профессор Николай Прохорович Парфёнов. Он пользовался большим авторитетом и у студентов, и у преподавателей. Аудитория, где читал лекции профессор Парфёнов, всегда были переполнены.

Бывший в 1960-63 годах деканом строительного факультета Леонид Михайлович Нишневич в своих воспоминаниям отметил: «Н.П. Парфёнов исключительно культурный и знающий человек. А какой он замечательный был лектор, с прекрасным чувством юмора! На лекции к нему даже специально преподаватели ходили».

Представители команды М.П. Даниловского отличались энергией, честностью, любовью к своему делу. Они верили в своих студентов, приветствовали идеалы добра и красоты. И студенческая молодёжь 60-х, 70-х годов, наполненная романтикой и энтузиазмом, это остро чувствовала и горячо поддерживала своих наставников.   

Школа Даниловского
Год от года росла материальная база института. Совершенствовался учебный процесс, рос авторитет Хабаровского политехнического. В 1978 году на первый курс по двадцати специальностям было зачислено 3300 студентов. Профессорско-преподавательский коллектив составлял 864 человека. Обучение студентов на 13 факультетах и 57 кафедрах. За 20 лет дипломы инженеров в ХПИ получили 18 270 выпускников.

Самоотверженный труд института в 1972 году был отмечен Юбилейным Почётным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета национальности СССР и ВЦСПС за достижение наивысших результатов в социалистическом соревновании в честь 50-летия образования СССР. Выпускник ХПИ 1969 года, доцент ТОГУ Николай Алексеевич Кутний в своих воспоминаниях отметил такой факт: «В 1983 году на заседании Минвуза СССР при подведении итогов работы вузов страны годовая работа ХПИ получила высокую оценку. При этом особо было отмечено то, что этот вуз возглавляет М.П. Даниловский, единственный в Минвузе ректор, который построил институт и бессменно возглавляет его более 25 лет».

Институт стал подлинно научным учреждением. В это время стремительно начали работать конструкторское бюро, семинары, лаборатории. Царила атмосфера высокого отношения к науке и научной работе. Так, в конце 70-х годов учёными института были получены 72 авторских свидетельства Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий. Экономический эффект от внедрения этих научных разработок за 1976-77 годы в народном хозяйстве составил свыше 5 миллионов рублей. Крепкими стали связи института с промышленными предприятиями, научными учреждениями Академии наук СССР. И в этом, несомненно, была большая заслуга ректора.

Михаил Павлович был не только талантливым администратором и педагогом. Он был также талантливым учёным. Наука была одной из главных сторон его деятельности. В 1960 году М.П. Даниловскому была присуждена учёная степень кандидата технических наук. В это время он обобщал отечественный и зарубежный опыт, создал теорию, позволяющую рассчитать основные параметры строительства мостов. Результаты его исследований в этой области послужили основой для строительства мостов на практике.

Михаил Павлович никогда не отрывал свою научную деятельность от педагогической. Проводил консультации с аспирантами и студентами в ректорском кабинете и считал эту работу важной в системе подготовки специалистов. Будучи уже преподавателем на кафедре «Строительные конструкции», он сконструировал ряд приборов, станков и приспособлений, которые применялись в производстве стройматериалов.

Михаил Павлович учил студентов создавать проекты, заниматься исследовательской работой. Возглавляя кафедру, руководил ежедневной, напряженной научной и учебно-методической работой в институте.

Благодаря его усилиям, институт стал крупным храмом науки Дальнего Востока.

Штрихи к портрету
М.П. Даниловский был и крупным общественным деятелем. Он неоднократно избирался депутатом краевого, городского Советов народных депутатов. Активно влиял, чтобы институты строили свою работу исключительно в интересах города и края, в интересах их граждан. Не терпел волокиты, очковтирательства и обмана. Всегда был готов помочь простому человеку и не жалел для этого даже своего времени, которого у него, увы, было не так уж и много.
- Его активность на общественном поприще, - отмечал профессор А.Ф. Филин, характеризуя общественную деятельность Даниловского, - имела особый характер. У него она была естественной, органичной, искренней, без налёта карьеризма и фальши.
Более двадцати лет Михаил Павлович бессменно возглавлял общество дружбы «СССР – Япония», созданное в крае по решению Хабаровского крайкома партии в 1960 году в целях развития дружеских и культурных связей. Одним из первых в крае появился студенческий интерклуб, стали налаживаться конкретные связи со страной Восходящего солнца.

Вошли в традицию ежегодные российско-японские студенческие конференции, проводившиеся поочерёдно в Хабаровске и Токио, а также молодёжные форумы студенчества Хабаровска с участием иностранцев, обучающихся в наши вузах. Впрочем, сегодняшняя международная деятельность не только ТОГУ, но и многих других учебных заведений далеко обогнала самые дерзкие планы не столь далёкого прошлого.
- Работа была его жизнью, выходных у него просто не было, - вспоминает сын Михаила Павловича. – И только когда начались проблемы со здоровьем, он «позволял» себе всего один выходной, который любил проводить на даче, отдыхая там всей душой.
Со своей будущей женой, Лидой Кузнецовой, Михаил Павлович познакомился ещё будучи учеником в школе. У них было много общего: оба хорошо учились, закончили школу с отличием. – «Он был умным, талантливым, смелым, очень добрым», - вспоминает Лидия Ивановна. Когда Миша добровольцем ушел на фронт, они переписывались друг с другом всю войну. Она считала его хорошим другом. А он, приехав в отпуск в 1945 году в Хабаровск, признался ей в любви. К этому времени она уже закончила «железку» в Хабаровске (не поехав из-за войны учиться в Москву) и преподавала там же.

Они поженились в 1946 году. Свадьбы не было. Ну, какие праздники в столь трудное послевоенное время? – считали оба. К тому же ему ещё предстояло получить высшее образование, начать трудиться. Но это не умоляло его любви к жене, а потом и своим сыновьям. В кругу семьи он отдыхал душой. Любил приглашать в гости коллег, встречи с которыми напоминали творческие вечера, с задушевными разговорами и хоровым пением под аккордеон.

Творческая жизнь и деятельность Михаила Павловича, по мнению хорошо знавших его людей, просто феноменальны.

Г.Г. Золотницкая, первая заведующая кафедрой иностранных языков Хабаровского политехнического института: «Он был прекрасным ректором, пользовался всеобщим уважением. Благодаря М.П. Даниловскому в вузе не существовало таких официальных отношений, которые были обычными в большинстве наших высших учебных заведений. Примеру М.П. Даниловского следовал преподавательский состав и начальственный тон по отношению к студентам и преподавателям не имел места быть, между студентами и преподавателями установились такие близкие дружеские отношения, которые вряд ли существовали в каком-либо другом высшем учебном заведении города Хабаровска».

Вся жизнь, отношение к делу, к людям Михаила Павловича послужила хорошим примером для многих ректоров Дальневосточных вузов. Его традициям следовали Романов Валентин Викторович (пединститут), Степанов Владимир Ильич (ВПИ), Дмитренко Валентин Иосифович (ХАБИИЖТ), Лихобабин Владимир Алексеевич (академия экономики и права), Зятьковский Юрий Васильевич и другие.

С 1995 года (года смерти Михаила Павловича) в университете проводятся Дни памяти М.П. Даниловского. В 1995 году был создан фонд имени профессора М.П. Даниловского и утверждён комитет фонда, по решению которого ежегодно лучшим студентам и аспирантам назначается стипендия имени профессора М.П. Даниловского, а профессорско-преподавательскому составу присуждаются премии за лучшую научно-исследовательскую или учебно-методическую работу.
Данью глубокого уважения к первому ректору стало открытие в его честь мемориальной доски на здании университета. В 2001 году улица Политехническая Хабаровска переименована в улицу профессора Даниловского М.П., а в 1995 году появилась мемориальная доска на одном из домов по этой улице.

Политехнический институт стал Тихоокеанским государственным университетом и вместе со студенческим городком занимает целый микрорайон. Его выпускники работают по всему миру: проектируют, строят, программируют, руководят предприятиями и городами. Их первым ректором вечным будет профессор Даниловский.

Яркая жизнь и дела Михаила Павловича Даниловского – настоящего русского человека может служить всем нам, ныне живущим, свидетельством величия времени и государства, в котором он родился, вырос, жил и работал.     

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме