Главное
Наш край, 11 мая, 18:08

Нам есть кем гордиться: адмирал Николай Кузнецов


Нам есть кем гордиться: адмирал Николай Кузнецов
Фото: госархив Хабаровского края

Рубрику «Нам есть кем гордиться» ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает рассказом о Николае Герасимовиче Кузнецове (1904 - 1994). Выдающийся деятель, военачальник советского военно-морского Флота. Герой Советского Союза. Награждён четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Красной Звезды, медалями и иностранными орденами.

Это человек с удивительной и драматической судьбой. Прошел путь от матроса до министра. Познал уважение моряков на всех флотах и флотилиях, уважение И.В. Сталина, волюнтаризм Н.С. Хрущёва, предательство тех, за кого заступался в критических ситуациях, когда им грозило серьёзное наказание. 

Откуда родом?

Сын крестьянина, родился в 1904 году в деревне Медведки Вологодской губернии. В 1919 году добровольцем, приписав себе два с лишним года, вступил в Красный флот. Был матросом на кораблях Северо-Двинской военной флотилии. Полюбил море и навсегда связал свою судьбу с флотом.

В 1926 году Кузнецов окончил военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде. Служил на Черноморском флоте, был командиром батареи на крейсере «Червона Украина». Служил образцово, за что был направлен на учёбу в военно-морскую академию в 1929 году. Академию окончил с отличием, ему предлагали высокие должности в штабах, но он решил вернуться на флот. С 1932 года помощник командира крейсера «Красный Кавказ», в 1934-1936гг. – командир крейсера «Червона Украина»

В 1936-1937 годах командировка в Испанию, где шла гражданская война. Был военно-морским атташе и главным военно-морским советником при республиканском командовании Испании. Отвечал за кадры моряков, направленных в Испанию под видом добровольцев. Пользовался огромным авторитетом – «если сам адмирал Николас сказал, что этого (присутствия Кузнецова) достаточно, чтобы решить самый спорный вопрос». За работу советником в Испании получил свой первый боевой орден Красного Знамени.

По возвращении в СССР был назначен в августе 1937 года заместителем командующего Тихоокеанским флотом. С января 1938 года – командующий ТОФ. Тихоокеанский флот, которым он командовал, дважды стал для Кузнецова родным. При Кузнецове флот держал экзамен на зрелость в боевой обстановке во время конфликта на озере Хасан. Экзамен молодой комфлота выдержал «на отлично», что не осталось незамеченным в Москве.

На Николая Герасимовича во время заслушивания командования Дальневосточного флота обратил внимание И.В. Сталин. Не успел адмирал доехать поездом из Москвы до Владивостока, как ему пришлось опять возвращаться в столицу. В ЦК партии решили поставить Кузнецова наркомом военно-морского флота. Ему было в то время всего 34 года. Молодой нарком зарекомендовал себя талантливым военачальником. Сталин, который умел поддерживать и поощрять молодых выдвиженцев, сделал к 35-летию Николая Герасимовича, можно сказать, «царский» подарок, а именно – впервые в СССР отметили День военно-морского флота.

Это случилось 27 июля 1939 года, с тех пор в нашей стране военные моряки празднуют свой профессиональный день в последнее воскресенье июля. А тогда, в 1939 году, этот праздник отмечали во Владивостоке и в Хабаровске. Сегодня, к сожалению, в Хабаровске нет военно-морского гарнизона (базы флотилии), нет и самой Краснознамённой Амурской флотилии и даже 49-й дивизии речных кораблей ТОФ. 

Войну ждали и готовились

Исполняя обязанности наркома Военно-морского флота и главнокомандующего ВМФ, Кузнецов, знал о том, что нам не избежать войны с фашистской Германией. Используя боевой опыт войны в Испании, без шума, без суеты готовил моряков к опасности внезапного нападения, приучил флот к мобилизации по сигналу.

19 июня 19 41 года Н.Г. Кузнецов приказал командующим флотами и флотилиями западных направлений объявить «готовность номер два». Помимо всего прочего, то означало: рассредоточить и затемнить корабли и главные базы. А 21 июня после 23 часов нарком передал флотам и флотилиям западных направлений сигнал «готовность номер один». Ценя минуты и опережая телеграммы, Кузнецов лично позвонил в Таллин, в Полярное, в Севастополь и приказал, не дожидаясь последнего сигнала из Генерального штаба от Жукова, немедленно переводить флоты на «высшую готовность – боевую».

От Ледовитого океана до Чёрного моря гремели на кораблях колокола громкого боя – боевая тревога! В 2 часа 40 минут 22 июня перешли на высшую ступень готовности все флоты и флотилии на западе страны. И когда в три часа семь минут начался воздушный налёт немецкой авиации на Севастополь, зенитные батареи сразу же открыли огонь и сбили несколько самолётов фашистов. Такой же отпор получили немцы и на других базах ВМФ.

А 8 августа 1941 года морские лётчики с острова Саарема Балтийского флота уже бомбили Берлин.

В день, когда началась война, ни один корабль не был потерян! Ни один самолёт морской авиации не был сбит, и ни один десант не был допущен на наше побережье. Так на высшей ступени готовности к бою встретил войну ВМФ СССР. Молодой нарком выдержал испытание на военную и государственную зрелость. Ему не надо было ссылаться на Сталина, Тимошенко, Жукова, что это они виноваты в том, что вовремя не перевели войска в высшую степень готовности. За флот отвечал нарком Кузнецов, и флот был подготовлен достойно. Это заслуга Кузнецова вошла в историю Великой Отечественной войны. Во время войны Кузнецов руководил действиями военно-морского флота, осуществлял координацию взаимодействия флотов с сухопутными войсками.

В приказе Верховного главнокомандующего Советского Союза И.В. Сталина, изданном накануне Дня Военно-Морского флота (22 июля 1945г.), давалась оценка роли флота в Великой Отечественной войне. В нём говорилось: «… Военно-морской флот нашего государства был верным помощником Красной Армии… Флот до конца выполнил свой долг перед советской Родиной».

На Востоке

Во время советско-японской войны в августе-сентябре 1945 года Н.Г. Кузнецов находился в составе ставки главкома советскими войсками на Дальнем Востоке маршала А.М. Василевского. За героизм и мужество 45 военных моряков были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, в том числе 38 тихоокеанцев и 7 амурцев.

Звание Героя Советского Союза получили адмиралы: Н.Г. Кузнецов – главком ВМФ; И.С. Юмашев – командующий ТОФ; Н.В. Антонов – командующий КАФ. Так высоко были оценены действия моряков по высадке морских десантов в Корее, Китае, на Южном Сахалине и Курильских островах.

Об уважении И.В. Сталина к Н.Г. Кузнецову свидетельствует и такой факт, как включение его в состав правительственной делегации на Ялтинской и Потсдамской конференциях глав союзных держав.

Зигзаги судьбы

Случилось непредвиденное. Сталин сменил милость на гнев. В январе 1947 года Н.Г. Кузнецов был отстранён от должности главкома ВМФ, снижен в воинском звании на три ступени, до контр-адмирала. За что?

Инициатором судебного процесса были адмиралы Главного штаба Исаков (Исакян) и Абанькин, которых поддержал министр Вооруженных Сил Н.А. Булганин. Обвинения были предъявлены адмиралам Л.М. Галлеру, В.А. Алафузову и Г.А. Степанову за якобы предоставленную англичанам в 1942 году научно-техническую информацию о немецкой торпеде, имеющую якобы секретность. Кузнецов, как мог, защищал своих коллег, заявляя, что они поступали в соответствии с его личным приказом.

Конечно, Кузнецов не стал напоминать Сталину о том, что передача была организована по согласованию с ним. Об этом все узнали через несколько лет, когда появились книги о переписке Сталина с Черчиллем, где есть подтверждение этому факту.

Военно-судебное ведомство наказало адмиралов строго, даже слишком строго – от 4 до 7 лет. Пострадал и Н.Г. Кузнецов, но он за собой вины не чувствовал, порогов у Сталина не оббивал. 

На Дальнем Востоке

В 1947 году Николая Герасимовича пригласил на должность заместителя главком войск на Дальнем Востоке маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский. Они вместе воевали, были в Испании. Кузнецов без колебаний переехал из Москвы в Хабаровск. Его верная, прекрасной души человек, жена, Вера Николаевна, вспоминала, что годы, проведённые в Хабаровске, были для их семьи самыми счастливыми.

В 1950 году маршал Р.Я. Малиновский представил своего заместителя по военно-морским делам Н.Г. Кузнецова к награждению орденом Красной Звезды. Для Сталина это был сигнал сменить гнев на милость, и он это сделал. С 1951 года Николай Герасимович – военно-морской министр, 1953-1956 годах – главнокомандующий ВМФ, получил высшее звание адмирала флота Советского Союза. 

… Не поле перейти

После смерти Сталина к власти пришел Хрущёв и начал борьбу со «сталинистами», теми, кто был против осуждения культа личности Сталина. Попал в этот список и Н.Г. Кузнецов. Но он оставался любимцем флота, и его сложно было просто так снять, нужен был предлог. И предлог, конечно, нашелся.

Дело в том, что в первой половине пятидесятых годов Кузнецов, как грамотный стратег, мыслящий на перспективу, выступал за создание океанского флота страны, выход кораблей в Мировой океан для защиты геополитических интересов СССР. Он подготовил программу строительства новых современных кораблей, в том числе авианосцев и атомных подводных лодок.

В своих карьерных интересах командующий Черноморским флотом адмирал С.Г. Горшков, зная антипатию Хрущёва к Кузнецову, выступил с резкой критикой главкома ВМФ. К тому же у Кузнецова были разногласия с министром обороны маршалом Г.К. Жуковым.

После того, как на Черноморском флоте, которым командовал С.Г. Горшков, в октябре 1955 года погиб в Севастополе линкор «Новороссийск», вопрос о неудовлетворительном руководстве ВМФ со стороны Н.Г. Кузнецова был решен. Он снят с должности и разжалован с маршала до вице-адмирала. В феврале 1956 года Н.Г. Кузнецов был уволен в отставку без права на восстановление в звании адмирала флота Советского Союза (т.е. без всяких льгот высшим генералам и адмиралам). Ему было всего 52 года.

Многие годы его имя замалчивалось. Это связано с назначением на его должность адмирала С.Г. Горшкова. Он прослужил в должности главкома ВМФ 30 лет (до 1985), стал дважды Героем Советского Союза, адмиралом флота Советского Союза и преданным слугой руководителей партии и правительства.

И только в 1988 году, после ухода из жизни С.Г. Горшкова, новый главком ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин сразу же после назначения обратился с М.С. Горбачёву с просьбой восстановить (посмертно) Н.Г. Кузнецову звание адмирала флота Советского Союза. И он это сделал, за что ему благодарны все военные моряки.

По всей стране стали устанавливать памятники Н.Г. Кузнецову, в том числе во Владивостоке у здания штаба ТОФ.

В Хабаровске в 1996 году на здании дома (ул. Запарина, 118), в котором в 1948 – 1950 годах жил Кузнецов Н.Г., установлена мемориальная доска.

В Санкт-Петербурге его имя носит военно-морская академия. Просторы Мирового океана сегодня бороздит самый большой корабль Российского ВМФ – тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с экипажем и авиаперсоналом в 2230 человек.

После незаслуженного увольнения в отставку Николай Герасимович оставался с флотом, он жил и продолжал служить ему. Зная отлично английский язык, он переводил для журналов специальные статьи, редактировал и снабдил предисловием книгу о разгроме «PQ-17», перевёл книгу Джеймса Калверта «Подо льдом к полюсу» и т.д. Недаром говорят, что талантливый человек – талантлив во всём.

Имея крепкий семейный тыл – прекрасную жену и трёх сыновей, он стал известным писателем. Самые популярные его книги: «На дальнем меридиане», «Накануне», «Крутые повороты», «Курсом к Победе», «На флотах боевая тревога».

Сегодня в Хабаровске, Городе воинской славы, вспоминают и маршалов и рядовых. Мы гордимся, что у нас служили такие выдающиеся военачальники, как И.Р. Апанасенко, Р.Я. Малиновский, И.М. Третьяк и Н.Г. Кузнецов.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме