Главное
Наш край, 27 января, 15:00

Шантарским островам только сейчас узаконили особый статус

Нацпарк теперь сможет активнее развивать туризм и создавать инфраструктуру

Шантарским островам только сейчас узаконили особый статус
Фото: Виктор Маташов

Правительство России подписало документ, который окончательно узаконил особый статус на Шантарских островах Хабаровского края. Хотя национальный парк федерального значения там существует с 2013 года, но все земли под ним юридически не считались охраняемыми и относились к лесному фонду. Как сообщили корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» в ФГБУ «Заповедное Приамурье», чтобы исправить эту коллизию потребовалось четыре года кропотливой работы. За это время удалось найти ранее нигде не числившиеся в России острова.

- Когда национальный парк правительством России на Шантарах только учреждался, в первом постановлении было прописано, что он расположится на 15 островах. Но впоследствии Кадастровая палата уточнила их количество, кадастровые инженеры поработали. Сейчас за нами официально закреплено 18 островов. У нас есть детальное описание каждого, карты, - рассказал директор нацпарка «Шантарские острова» ФГБУ «Заповедное Приамурье» Иван Насонов. – После того, как наши земли переведены из лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (ООТиО), мы в этом году завершим работы по лесоустройству и чётко пропишем, чем в какой зоне парка заниматься можно, а чем нельзя.
Пока не были оформлены документы, в национальном парке нельзя было возводить капитальные строения. Действующий кордон «Китовый» это, по сути, несколько модульных времянок. После перевода земель Шантарские острова получат мощный импульс развития. Там уже можно будет по закону построить базы для туристов, создать первый в России музей китобойного промысла. В полевом сезоне-2020 на островах отработал известный на Дальнем Востоке художник Александр Сучков. Его называют отцом-основателем большинства музеев региона: от окружного музея истории КДВО до обновлённых экспозиций Гродековского.

ЭксклюзивТуризм
Художник Сучков летит на Шантары, чтобы помочь создать первый в России музей китобоев
26 июня 2020, 14:30 0

- Он сейчас готовит эскизы, каким может стать первый в России музей китобойного промысла, а также экспозицию на месте, где несколько лет назад гренландский кит застрял в устье реки на отмели, а едва ли не весь мир через социальные сети следил за благополучным разрешением этой истории. Хорошо бы сделать что-то интересное для туристов. Ждём от Александра Сучкова предложений для обсуждения, - рассказал директор ФГБУ «Заповедное Приамурье» Владимир Андронов. – Что касается музея истории китобойного промысла, такие музеи есть в мире, но в России он станет первым. Мы хотели бы рассказать о трагической истории этого промысла на Шантарах. По данным литературных источников, до 50 китов в день там уничтожали. По 150-200 кораблей одновременно там находились. В основном под иностранными флагами. И они едва не истребили шантарскую популяцию китов.
Как известно, на острове Большой Шантар до сих пор сохранились следы цеха по переработке добычи зверобоев прошлого. Это локомобиль, рельсы, жиротопки. Остались они от дореволюционных китобоев или были завезены на архипелаг уже в советское время, когда там существовал посёлок Большой Шантар (ныне расселён), ещё предстоит выяснить.
- В поисках будущих экспонатов музея китобойного промысла я работал с металлоискателем. Нашёл огромную подкову, гарпун, гигантскую решётку. Но, к сожалению, мой прибор в сыром шантарском климате быстро вышел из строя, - рассказал специалист по туризму ФГБУ «Заповедное Приамурье», знаток Шантарского архипелага Виктор Маташов. – Я обнаружил пирс, по которому, видимо, на берег поднимали туши китов. Но там требуется провести настоящие археологические раскопки. Может быть это удастся сделать в полевом сезоне этого года.
Кстати, организовать проведение археологических раскопок, станет возможным также после решения проблемы перевода территории архипелага из лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме