Главное
Наш край, 06 ноября, 19:00

Переяславка – посёлок сбывшихся надежд

Почему её основателям пришлось зимовать в хабаровской тюрьме

Переяславка – посёлок сбывшихся надежд
Фото: архив

Сегодня много разговоров о том, как остановить отток населения с Дальнего Востока. Создаются новые программы, раздаются гектары, огромные средства вкладываются в территории опережающего развития. Но пока население на восточной окраине нашей страны продолжает убывать.

Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» задумался, что же двигало на тогда ещё неизведанные земли на самом востоке первых переселенцев. Почему сто и более лет назад край прирастал людьми? Ответы на эти вопросы можно найти в истории основании административного центра района имени Лазо – рабочего посёлка Переяславка...

В один из апрельских дней 1895 года на холме на берегу таёжной красавицы речки Кия остановился обоз из пары десятков подвод. На новое место жительства в незнакомом и густом, опасном с виду и на самом деле лесу с другого конца Российской империи после долгой и трудной дороги прибыли несколько переселенческих семей. Здесь они и основали новую деревню, позднее ставшую центром района имени Лазо Хабаровского края.

За волей и землёй

Юго-западные губернии российского государства в конце XIX века были перенаселены, слишком много людей на одной территории выжимали из земли все соки и возможностей дать по гектару каждому землепашцу просто не было. Всё уже поделено и не каждый выросший в семье ребёнок мог получить достаточный участок для обеспечения продуктами себя и близких. На другой стороне континента, на Дальнем Востоке, картина была обратная — очень много свободной земли и недостаточно желающих её обрабатывать.

Несколькими годами ранее на пограничные с Китаем земли власти в принудительном порядке переселили казаков из Забайкалья. Военизированные поселенцы взяли рубежи под охрану, освоили новое пространство, на собственном опыте познали местную природу, но их трудов для самообеспечения Дальнего Востока собственным хлебом и мясом оказалось недостаточно. Тогда по губерниям юго-запада России понеслась молва: есть в местах, где восходит Солнце, много земли, бери и пользуйся. Злого барина в тех местах нет, полная свобода, а те, кто пожелает переехать, получат подъёмные и значительные льготы.

Врач, путешественник и писатель, член Императорского Русского географического общества Александр Елисеев, который согласился на предложение министерства внутренних дел в качестве медика сопроводить партию переселенцев в тысячу с лишним человек на пароходе из Одессы во Владивосток, через Чёрное и Средиземное моря, Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны, так сообщал об этом событии. 

«Переселенцы перевозились за казенный счет, а это значило, что никто не считался с условиями перевоза и люди были так кошмарно нищи, что, тронувшиеся с родных мест, были готовы на любые жертвы, на любые лишения, только бы найти на земле уголок, где сытно, - написал он в воспоминаниях. - Надежда - это единственное, что они имели. Надежда на лучшую жизнь, пусть где-то там, в неведомых краях. Многие спрашивали, водятся ли там звери и птицы, откуда в том краю русские, богато ли живут. Как русский мужик, который отродясь не бил даже зайца в своей деревне, приживется на переселении и, перекрестившись, будет бить царя тайги - тигра, а медведя не сочтет и зверем лютым и начнет он трудиться до упадка сил на далекой нашей окраине, и составит русским духом своим и русской культурой тот краеугольный камень, на котором будет покоиться великая Россия. В русском оседлом поселении и в будущей сибирской дороге заключается вся задача поддержания русского имени «честно и грозно» на берегах Великого океана».
Так же, только другим путём, добирались до воли и новой свободной жизни на Дальнем Востоке и семьи из Полтавской губернии Переяславского уезда. На телегах со скарбом и близкими до ближайшей железнодорожной станции, потом по «чугунке» до Томска, потом конным обозом до Забайкалья и дальше по реке на плотах и баржах, по Шилке и Амуру до самого Хабаровска. Мужчины, главы семейств Луговых, Беликовых, Коваленко, Кондратенко, Кобец, Коломиец, Карнаухов, Лазько, Матвиенко, Прядко, Яхно и Боровиков, выехали из родных деревень весной 1894 года и к зиме доставили родных за тысячи вёрст от дома. 


5303750_original.jpg

На берегах реки Кия

Всех или нет переселенцев лично встречал генерал-губернатор Приамурской губернии Сергей Михайлович Духовской, но именно эта компания из-под Полтавы его чем-то заинтересовала. Настолько, что глава региона после общения предложил семействам не осваивать новую землю, а остаться в городе, в Хабаровске. Получил отказ — мы, мол, к пашне более привычные и другого не желаем — и не обиделся. Генерал-губернатор распорядился найти переселенцам место для проживания в зиму, ведь никто в здравом уме в чистое поле и в лес людей не погонит, и им нашли единственные свободные в городе помещения - тюрьму. В камерах и до поры, пока не сошёл снег, переселенцы прожили до весны 1895 года. Получили подъёмные, по 200 рублей на семью (очень неплохие деньги по тем временам) и конным обозом отправились на новое место.

Только на холме у берега Кии выяснилось, что из двух десятков имеющихся мужчин никто раньше не ставил сруб для избы, но впереди было лето, и общество решило, что сначала можно пожить в шалашах и землянках, заняться пашней, а уже к холодам ставить дома. Крестьяне так вдохновились общением с генерал-губернатором, что свою деревню решили назвать в его честь - Сергеево-Михайловское. На все прибывшие 18 семей первопоселенцев получили надел, почти 840 гектаров земли — в двадцать раз больше на человека, чем имели на родине.

Уже через год на расчищенной от тайги земле стояли избы, церковь, школа. Выбранный общиной староста Антон Коломиец выпросил у властей книги и в деревне появилась своя библиотека, третья в крае. Вскоре его же усилиями в село приезжает ветеринарный врач Мальман, а в том же 1897 году завершается строительство Уссурийской железной дороги между Владивостоком и Хабаровском, 1 сентября на этой линии начинается грузовое сообщение, а с 15 октября временные пассажирские перевозки. Сергеево-Михайловское оказалось почти у «чугунки». Там была построена станция, сначала названная Киинской, после Духовской, а ещё позднее Верино — говорят, в честь жены Приамурского генерал-губернатора, только вот его супругу, урождённую княжну Голицыну, звали не Вера, а Варвара.

Пионерам-первопоселенцам помогают поселившиеся здесь ранее казаки, живущие по берегам рек Уссури, нижнего течения реки Хор и Кия — здесь на пару десятков лет раньше они основали села Аргунск, Черняево, Копейкино (Киинское), Казакевичи (Хор). Государевы люди помимо службы по охране границы и защиты мирных граждан от расплодившихся в то время банд китайских хунхузов рассказывают новым соседям особенности местной жизни и о том, что может дать тайга — грибы, ягоды, дичь. Так рождается особенный дальневосточный менталитет, от привычных украинских «моя хата с краю» после переезда на тысячи вёрст и осознания того, что большие, опасные и важные дела нужно обдумывать и решать лучше сообща, вместе с соседями, наши огромные безлюдные пространства переламывают традиции обитателей противоположной части Российской империи. Так первый староста Сергеево–Михайловского Антон Коломиец кладёт в государственный банк на имя общества села тысячу рублей, стоимость каменного дома в Хабаровске, не передаёт деньги своим наследникам, но жертвует на помощь пусть и не родне, но близким людям. О таком поступке стало известно только после его трагической гибели - он разбился, упав со скалы над рекой Кия весной 1899 года, о чём сообщила газета «Приамурские ведомости».

8bde8922d3e04ffa3c45df609f9c37cd.jpeg

Вторая волна переселения

Популярность идеи переезда на новые вольные земли Дальнего Востока ещё больше усилила реформа председателя совета министров Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина. Его программа установила для переселенцев массу льгот, включая отмену всех долгов по налогам, дешёвые железнодорожные билеты, беспроцентные кредиты на развитие и другие льготы. Для бедного крестьянства запада страны это был шанс вырваться из нищеты - в Хабаровске в переселенческом управлении люди получали деньги на покупку одной лошади, одной коровы и мелкого хозяйства, им выдавали по 15 гектаров земли на семью. Транссибирская железная дорога упростила процесс переезда и на новые места отправились десятки тысяч человек.

К 1910 году население Сергеево-Михайловского выросло до 550 жителей, 87 семей занимались хлебопашеством, 7 семей выбрали для себя пчеловодство, 9 хозяйств пробовали себя в торговле, рабочие места давала железная дорога и, как теперь это принято называть, самозанятость — оказание услуг по перевозке людей и товаров и другие промыслы. В селе появились волостное управление, врачебный и ветеринарный пункты. Примерно в то же время жители села решили, что имя генерала-губернатора Духовского для их поселения не совсем подходит и на общем сходе демократическим путём постановили: переназваться в честь первопоселенцев из деревень Переяславского уезда. Официально новое название посёлок получил в 1916 году, к этому времени на территории будущего района имени Лазо уже жили и работали более 12 тысяч человек.

Помимо сельского хозяйства, выращивания пшеницы, ржи и гречихи, коммерсант Сенкевич начал развивать лесопромышленную отрасль, создав цех деревообработки. Самые продвинутые аграрии приобретали новейшую технику, тракторы, сеялки и прочую утварь. За два десятка лет на диких землях с тиграми и медведями в лесах, и «с теми, кто опасней зверя», как писал исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев о бандах хунхузов, стало можно спокойно жить, растить детей и заниматься тем, что угодно душе. Та самая свобода и воля, к которой стремились переселенцы, те самые «много земли и барина на ней нет». 

- Абсолютно нелюдимую часть суши переселенцы превратили в полноценный регион империи, с деревнями, городами, разнообразными видами хозяйственно-экономической деятельности, - отмечает директор музея им. Арсеньева Виктор Шалай. - Обычные крестьяне преодолевали огромные расстояния, следуя за мечтой, и это история формирования дальневосточного менталитета. Наши люди дорог не боятся и воспринимают расстояния несколько иначе, чем человек западный. Все они ехали сюда навсегда и жили так, чтобы создать хорошие условия детям. Это важно понимать тем, кто получает землю сегодня. Либо ты разделяешь интересы развития государства, либо не понимаешь, что с этим гектаром делать. Первые переселенцы жили долгосрочно и в этом не было ни пафоса, ни лукавства.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме