Главное
Наш край, 20 ноября, 10:30

Связь на дорогах Хабаровского края принесут солнце и ветер

Специалисты ТОГУ готовы оборудовать ещё две краевые трассы
Связь на дорогах Хабаровского края принесут солнце и ветер
Фото: ТОГУ

Опыт обеспечения сотовой связью трассы Лидога-Ванино при помощи энергии солнца и ветра может быть применим на других труднодоступных дорогах Хабаровского края. Как рассказали корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» в Тихоокеанском государственном университете, специалисты вуза уже закончили обследование направлений Селехино – Николаевск и Комсомольск – Чегдомын. Вдоль этих дорог предлагается построить сеть базовых станций на альтернативных источниках электропитания. Таким каналом связи ТОГУ вместе с одним из операторов и при поддержке регионального Минсвязи в качестве эксперимента обеспечили часть трассы Лидога - Ванино.


Реальный план дороги

Что такое отсутствие связи, участники проекта знают на собственном опыте. Студент 4 курса ТОГУ Владислав Пупышев родом из Ванино. Жителям побережья Татарского пролива постоянно приходится пользоваться таёжной трассой через отроги Сихотэ-Алиня до Лидоги. Дорога очень опасная, много аварий.

- Сам попадал в такие ситуации. Поломка случилась или в аварию попал – проблема серьезная. Телефон не берёт, а спутниковую связь мало кто себе может позволить. Хорошо, люди на трассе очень отзывчивые. Останавливаются, если нельзя своими силами проблему решить, пишут записку с номером телефона в Ванино. Люди едут, как только у посёлка связь пробивается, звонят, объясняют, на каком километре неприятность случилась, - рассказывает Владислав Пупышев.
Изыскательные работы будут проводиться по авторским методикам учёных
25 мая 2018, 11:30 0

Провести связь вдоль этой трассы долго казалось неосуществимой мечтой. Здесь нет ЛЭП, а строить базовые станции на дизель-генераторах невероятно дорого. Ни один из сотовых операторов на такие расходы не согласился. Четыре года назад Минсвязи обратилось за помощью к учёным ТОГУ. Те предложили пойти на эксперимент.

- Первым делом мы детально обследовали трассу Лидога – Ванино. В этой работе уже участвовали студенты 3 и 4 курсов. Нам нужен был реальный план дороги. Но таких карт просто не оказалось. Поэтому использовали спутниковые технологии, делали съёмку трассы. Выяснили, что она очень сложная с точки зрения географии. Прямых участков практически нет – зигзаги, обходы, серпантины, а перепады высот до 800 метров. Поэтому там просто невозможно реализовать системы связи, которые работают на очень большие расстояния. А вторая сложность в том, что никаких источников электропитания там просто нет. Нереально было ждать, что какой-то добрый дядя на 300 км через сопки и тайгу какую-то линию электропередачи проложит, - вспоминает доцент кафедры вычислительной техники ТОГУ Валерий Писаренко.


Солнце, ветер и студенты

Преподаватели ТОГУ предложили поставить вдоль дороги на Ванино мачты связи на альтернативных источниках энергии. Работают они от солнца и ветра. Мощности вышек достаточно, только чтобы сделать звонок. На мобильный интернет мощности уже не хватает. Такая связь называется аварийной. Хотя на станциях стоит оборудование МТС, позвонить по экстренному номеру 112 может любой абонент. Финансирование проекта взяло на себя краевое Минсвязи, подготовку и установку мачт с ветряками и солнечными батареями обеспечил ТОГУ. Добровольцев среди студентов отправиться на непростые работы в глухую тайгу нашлось достаточно. Как-никак практика!

- Зимой очень тяжело было, помню, как на морозе на обледенелом тросе оборудование на мачты поднимали. А самое сложное было на сопки тяжёлые аккумуляторы затащить. Они по 64 кг весят каждый. Сначала вручную их таскали, потом какое-то подобие саней из подручных материалов соорудили, - рассказывает студент Никита Сушков.
ЭксклюзивОбщество
Хабаровские ученые планируют разместить на них инновационные комплексы
19 ноября 2018, 14:30 0

Преподаватели говорят: работа студентов вовсе не сводилась к функции «принеси-подай». Они ловили спутниковый сигнал, собирали оборудование. Кстати, лопасти для ветряков в ТОГУ научились делать самостоятельно на кафедре материаловедения из особо прочных полимеров. А самое сложное – настройка мачт связи так, чтобы сигнал связи ловился на максимально дальнем расстоянии.

- После установки оборудования ездили настраивать каждую базовую станцию. Где-то 4 часа уходило на каждую. На мачту поднимался профессиональный альпинист, студентов на опасные работы не допускают, а мы на машине ездили в разные стороны от вышки со специальным оборудованием, искали самый удобный угол, чтобы сделать зону покрытия максимальной. Рельеф там очень сложный, сопки сильно перекрывают сигнал, - рассказала аспирант Кристина Шиманчук.

На Чегдомын и Николаевск

На дороге Лидога – Ванино студенты ТОГУ помогли установить уже шесть станций сотовой связи на альтернативных источниках энергии. Ещё одна стоит на середине трассы у единственного кафе «Половинка» и работает от дизель-генератора. Таким образом, связью обеспечено полтрассы. К 2020 году планируется обеспечить уже на 70%. Эксперимент в краевом Минсвязи признали успешным, опыт решено продолжить на других дорогах региона, где абоненты пока остаются вне зоны доступа.

- В этом году мы для правительства региона сделали две научно-исследовательские работы по проектированию потенциальных мест для размещения объектов связи на автодорогах Селихино-Николаевск и Комсомольск-Чегдомын, - говорит начальник отдела развития комплексов и систем связи центра новых информационных технологий ТОГУ Денис Вегера. – На тех трассах тоже будем ставить станции на альтернативных источниках питания. Но из-за особенностей климата, там солнца меньше, придётся больший упор на ветер делать. Сложность еще и в том, что мест для размещения оборудования там меньше – болота или сопки. Вдоль БАМа едешь, вроде бы равнинная местность. Но ногами пройдёшь – болотина. Не будешь же на марь объект ставить. Он утонет со временем. Ищем сейчас техническое решение.

По теме