Впервые познакомившись с русскими, фоторепортер из Франции Клодин Дори решила было, что народ мы замкнутый, не отзывчивый, хмурый. Но стоило ей однажды побывать на Дальнем Востоке, как впечатления изменились кардинально. Неблизкие и отнюдь не дешевые путешествия из Парижа в северные районы Хабаровского края она совершает, чтобы еще раз пообщаться и запечатлеть замечательных людей. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» взял у лауреата мировых фотопремий эксклюзивное интервью.
Фотографическая мечта
Поговорить с мировой знаменитостью нам удалось, когда она возвращалась из Ульчского района проездом через Хабаровск.
После окончании школы была учёба на факультете журналистики в университете Тура – родного города писателя Оноре Бальзака. И вот она мечта – Париж. В столице Франции Клодин поработала в популярном агентстве «Гамма», затем несколько лет в газете «Либерасьон».

Амур – это любовь
Настоящую Россию Клодин открыла для себя в переломном для нашей страны 1991 году. Иностранных журналистов пригласили в пресс-тур по далёкому Амуру. Тогда-то и пригодились азы русского языка, которые им давали в школе. Во времена ее отрочества знать русский язык во Франции считалось модным.
С этого большого путешествия по великой реке от забайкальской Покровки в месте слияния Шилки и Аргуни до Николаевска в Хабаровском крае и начался большой роман француженки с русским Дальним Востоком.
Во время той поездки Клодин удалось посетить национальное село Сикачи-Алян под Хабаровском. Знакомство с нанайцами, с их самобытной, но в то время уже почти утраченной культурой, открыло новую страницу в творчестве французского фоторепортёра. Клодин задумала, а через несколько лет осуществила свой первый большой проект – Peuples de Siberie, что на русский переводится «Люди Сибири».
На Амуре и в других регионах востока России француженка задумала повторить то, что на рубеже XIX – XX веков сделал американский фотограф Эдварт Кёртис. Он много лет путешествовал по прериям и лесам Дикого Запада и Аляски, составляя фотолетопись последних племён индейцев.
В Хабаровский край Клодин снова отправилась в 1997 году с двухлетней дочерью с русским именем Саша и стареньким плёночным фотоаппаратом Лейка М6. Два сезона парижанка жила и работала бок о бок с коренными жителями Амура в Верхнем Нергене, Булаве. Снимки, подражая Кёртису, Клодин делала только черно-белыми. Добивалась максимальной документальности. Только жизнь, всё только по-настоящему. Помимо низовий Амура парижанка побывала на Чукотке и Камчатке, в Эвенкии и на Ямале. В 1999 году она издала свою первую монографию, посвящённую коренным жителям Дальнего Востока и Сибири.
Второй дом
Потом у Клодин Дори были другие документальные проекты. За цикл о постсоветском Артеке, где она показала жизнь современных «пионеров» как она есть, без парадности и всяких прикрас, фоторепортёр получила массу негативных отзывов от отечественных блюстителей морали (мол, как можно показывать настоящую, неприукрашенную жизнь детей - с игрой в карты и т.д.) и самую престижную премию World Press. Это настоящий Оскар в мире фотографов.

Работала Клодин в Средней Азии, где создала цикл работ о жизни в современных Казахстане, Узбекистане, Киргизии и прилегающих районах западного Китая. На примере своей взрослеющей дочери Саши Дори рассказала языком фотопортрета о проблемах подросткового возраста. Но её всё сильнее тянуло на Амур.
В Верхнем Нергене Клодин с сопровождающей её в поездке хабаровчанкой Александрой Владимирской пришлось пожить в доме бывшей главы сельсовета Маргариты Каюковой. Да только пришлось сменить место жительства. Говорит, дом оказался с приведениями, призраки давно ушедших родственников хозяев жилища не давали спать по ночам.
В эту поездку по Амуру Клодин открыла для себя ещё одну точку на карте. Трое суток жила в семье нанайца с немецкой фамилией - Андрея Генбихнера - в крошечном селе Усть-Гур рядом с Вознесенским.

С собой в поездке у Клодин была старенькая, безотказная камера Лейка с фотоплёнкой. Правда снимки дублировала и на профессиональный цифровик. Всё-таки век высоких технологий, да и обрабатывать кадры на компьютере намного проще.
Дома, в Париже она разберёт несколько тысяч сделанных за время своего возвращения во второй дом на Амуре кадров, чтобы подготовить для осенней выставки. А после обязательно издаст новый альбом о таких удивительных людях, живущих в Хабаровском крае. Это будет её вторая «Амурская одиссея».
СПРАВКА: познакомиться с авторскими фотоработами Клодин Дори возможно на её персональном сайте.