Главное
Экономика, 04 декабря, 11:30

Автобусы-невидимки и корпоративы за счет пассажиров

Руководитель УФАС по Хабаровскому краю - о показательных случаях, выявленных антимонопольщиками

Автобусы-невидимки и корпоративы за счет пассажиров
Законодательное понятие – недобросовестная конкуренция большинству из нас ни о чем не говорит. Но она может больно ударить по карману обычных людей.

О том, где и в чем проявляется нечестность нашего бизнеса, ИА «Хабаровский край сегодня» рассказала руководитель УФАС по Хабаровскому краю Елена Клостер.

Автобусы-невидимки


Целых девять дел по этой статье расследуется сегодня в отношении перевозчиков Хабаровска.
- Мы получили коллективную жалобу на итоги конкурсов, которые провело управление транспорта администрации Хабаровска от предпринимателей, работающих в сфере автобусных перевозок, - рассказывает Елена Клостер. - Проверка показала, что в действиях девяти коммерческих предприятий, перевозящих пассажиров по 23 городским маршрутам, есть признаки нарушения закона о защите конкуренции.

А суть вот в чем. Решение о том, какая фирма будет возить горожан принимает специальная городская комиссия. Но прежде, объявляется конкурс, где прописаны различные условия. К примеру, чтобы частная компания получила такое право она должна иметь определенное количество транспорта, причем, не абы какого, а определенного года выпуска, чтобы был пригоден для перевозки инвалидов в том числе, ну и так далее. И чем больше машины соответствуют этим требованиям, тем реальнее шансы у компании выиграть заветный маршрут. Так должно быть.

На самом же деле, как выяснили в УФАС, право перевозить людей получают иной раз компании, которые на момент конкурса вообще не имели новых машин, как заявляли.
- Но проходит время, мы проверяем, а новых машин, которые предприниматель клятвенно обещал купить, как не было, так и нет, - говорит руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Елена Клостер. – Спрашиваем: а где, мол. И тут начинается – то, якобы, машины куплены, но их на таможне задержали, то поставщики подвели. Некоторые на голубом глазу заявляют, что мол купили автобусы, ездят они по маршрутам. Но мы выясняем в ГИБДД, что информация эта ложная.

В результате на линиях работают машины пенсионного возраста без кондиционеров, но руководитель управления транспорта мэрии Хабаровска Сергей Суковатый не видит в этом ничего страшного, выступая в судебных процессах на стороне нарушителей.

Корпоратив на счет пассажира


Еще одно интересное дело связано с действиями ПАО «Сбербанк России», на которые внимание антимонопольщиков обратил бдительный гражданин. Финансовая организация установила плату за перевод денег со счетов клиентов в Дальневосточном регионе. Дело возбуждено по признакам нарушения закона о защите конкуренции и сейчас находится в стадии рассмотрения.
- Так как нарушение происходит не на одной территории, а в нескольких субъектах, мы запросили разрешение у центрального аппарата ФАС и получили его, - говорит Елена Клостер. - Разбираемся, и я думаю, что рассмотрение дела Сбербанка будет успешным.

Под прицел ФАС попала и подразделение «Аэрофлота» авиакомпания «Аврора», здесь выявлены неоправданно высокие тарифы на перевозку пассажиров эконом-классом по маршруту Хабаровск — Южно-Сахалинск — Хабаровск в 2017 году. Коммерческое предприятие уже привлекалось за аналогичные нарушения в 2014-2015 годах, это дело сотрудники надзорного органа в суде выиграли, сумма штрафов составила почти миллион рублей. Кстати, на основании этих решений ФАС граждане могут взыскать с «Авроры» переплаченные за полёты деньги.
- Это распространённая практика в центральных регионах России и мы всегда говорим о такой возможности, но дальневосточники ей по каким-то причинам редко пользуются, - рассказывает Елена Клостер. - Люди могут взять решение ФАС, обратиться в суд и потребовать от «Авроры» деньги вернуть.

Дело ООО «ТЗК-Аэро» и вовсе обещает быть прецедентом для всей страны. Фирму поймали на том, что в цену на хранение авиационного топлива в аэропорту Хабаровска она включила и собственные расходы на организацию корпоративов. Понятно, что в конечном счете все это отразилось на стоимости билетов, то есть на кошельке рядового потребителя.
- Компания должна будет заплатить штраф, это порядка 64 миллионов рублей, - говорит Елена Клостер. – И, хотя, судебный процесс все еще идет, уверена, что это дело мы выиграем. Фирма даже обращалась с претензиями в ФАС России, но в Москве наше расследование проверили и нашу позицию полностью поддержали.

Оптом и в розницу


Много обращений в ФАС связаны с ростом цен на автомобильное топливо, но пристальное рассмотрение дел и тарифов двух крупнейших в регионе игроков, «ННК-Хабаровскнефтепродукт» и «РН-Востокнефтепродукт» нарушений не выявило. В отличии от большой энергетики, эта сфера не относится к области государственного регулирования. Предприятия покупают нефть на бирже по рыночным ценам, перерабатывают и реализуют. Поле деятельности ФАС – предприятия мелкого опта и розничные сети.
- Основным фактором роста оптовых и розничных цен на нефтепродукты является рост цен на сырьё и инфляция, - говорит Елена Клостер. – Кроме того, с начала этого года государственные акцизы на дизельное топливо выросли на 28,5 процентов, что сказалось и на цену топлива на АЗС.

С 1 января 2017 года по 20 ноября мониторинг ФАС показал рост оптовых цен на бензин АИ-95 у «ННК» на 8,1 процент, у «Роснефти» на 7,5 процентов. При этом розница на это же горючее в дальневосточной столице показывает плюс 1,5 процента у первой компании и 1 процент у второй.
- При такой ценовой политике действительно, страдают владельцы независимых АЗС, но официально недобросовестной конкуренции в этих случаях мы не выявили, - говорит Елена Клостер.

Во взаимоотношениях других хозяйствующих субъектов оптово-розничных операций недостатки обнаружились: возбуждено и расследуется первое в крае дело по «Закону о торговле». Производители продуктов питания, крупные и мелкие, в голос жалуются на неоднозначную политику торговых сетей, на буквальное вымогательство скидок на товар, неравные условия и прочее. Вот только в хабаровский ФАС до сих пор не поступило ни одного заявления о таком факте.
- Исполнение положений «Закона о торговле» находится на личном контроле у президента России Владимира Путина и в него с января 2017 года внесены большие изменения, - продолжает Елена Клостер. - Заявлений от поставщиков нет, но по постановлению правительства мы провели внеплановые проверки. В Хабаровском крае одна крупная сеть, «Самбери», предприятие своеобразное, проверка была очень сложная. Мы просмотрели кипы договоров и выявили признаки дискриминационного доступа для разных поставщиков. Возбуждено дело по закону о торговле, сейчас оно в стадии рассмотрения и пока неизвестно, чем закончится. Могу заверить, что изменения в закон о торговле никто не отменит и глаза на нарушения закрывать не будет, штрафы за них предусмотрены от 3 до 5 миллионов рублей. Конкуренция должна быть честной.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме