- Стройка шла тяжело, часто в прошлые годы не было финансирования, - рассказал на торжественной церемонии губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Но сегодня это наконец свершилось. По сложнейшим местам, по тайге и отрогам Сихотэ-Алиня построена замечательная и очень важная и для края, и для всей страны дорога. Мы не просто закончили шоссе, мы открываем, можно сказать, автодорожный БАМ. У нас есть магистраль в железнодорожном исполнении к порту Ванино, но жизнь показала, что автомобильное сообщение тоже востребовано. Порты Ванино и Советская Гавань бурно развиваются, им предоставили всевозможные льготы и преференции, и эта дорога нужна сильнее, чем воздух. Выход с материка в море, на Комсомольском судостроительном заводе сегодня строятся два парома для перехода Ванино-Холмск, это всё одно целое, государственная транспортная система. Президент страны принял решение об укреплении портовых зон, чтобы сделали современные причалы и терминалы для перевозки пассажиров, это соединение острова Сахалин с материком. Всем спасибо за работу, огромный труд вложен в эту дорогу технологами, конструкторами, архитекторами, руководителями и рабочими, каждый внёс массу усилий, чтобы она получилась.
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, глава Нанайского муниципального района Виктор Савватеев и генеральный директор ОАО «Дальстроймеханизация» Фёдор Глушков втроём нажимают большую кнопку — она включила «зеленый» на специально установленном светофоре. По мосту через Обходной ключ двинулась тяжёлая техника, дорога Лидога-Ванино официально открыта.
«Тихоокеанская трасса» - так её уже начали называть, проходит по совершенно заповедным местам, на ней пока нет ни одного населённого пункта, нет практически никакой инфраструктуры, но это временно. Есть дорога — будет жизнь. Шоссе завершило масштабный глобальный проект, евроазиатский международный транспортный «коридор», связывающий порты Советская Гавань и Ванино с автотрассами Чита-Хабаровск и Хабаровск-Владивосток. Экономический потенциал дороги огромен, на ней ещё до официального открытия можно было встретить фуры с краснодарскими, московскими и новосибирскими номерами — грузы на экспорт и для Сахалина.
- Бывало, что месяцами ждали зарплаты, я ведь на этой дороге с самого первого дня, уже 20 лет с лишним, - говорит работник ОАО «Дальстроймеханизация» Валентин Козлов. - Никогда не сомневался, что мы её закончим и всё будет хорошо. Это не просто подарок к краю, это ещё и подарок всем нам, кто её строил.
Можно сказать, что такой дороги нет не только на Дальнем Востоке России, но и пока вообще в стране. Покрытие на мостах последних лет постройки сделано из сталефибробетона, смеси со стальной стружкой, она сокращает сроки работ и вдвое увеличивает межремонтное время. Стоит отметить и модифицированные полимерные битумы, которые снижают стоимость покрытия автодороги на треть и в разы повышают надёжность «одёжки», увеличивая коэффициент сцепления шин с поверхностью.
- В ближайшее время откроем здесь, уже официально, автобусное движение, - говорит Вячеслав Шпорт. - Это будет замечательный подарок для тех, кто живёт на берегу моря. Кроме того, начали возводить вертолётные площадки, одна из них уже готова — они войдёт в систему оказания помощи структурами медицины катастроф, такая уже работает на дорогах Чита-Хабаровск и Хабаровск-Комсомольск. Планируем оборудовать дорогу связью, есть договорённость с МТС, чтобы у людей была возможность позвонить. Обсуждаем с ГИБДД установку постов полиции, ну а дальше — работаем с районами, чтобы развивался бизнес, были кафе, мотели, гостиницы. Здесь очень сложно найти работников, масса трудностей. Но эта дорога открывает новые возможности для районов, ждём от них инициативы и краевое правительство в этом плане поддержит. Там, где появляется дорога, там появляется жизнь. Сейчас её здесь почти нет, и сегодня не успеет еще, а с завтрашнего дня точно будет.
Участок со 148 по 155 километры автодороги Лидога-Ванино в районе моста через ручей Обходной ключ был последним, остававшимся без асфальта.
«Хабаровскуправтодор» организовал на трассе четыре ремонтных пункта: в Троицком, на 121-ом и 209 километре и в Октябрьском. Зимой в них будут дежурить вахты механизаторов и водителей грейдеров, покрытие нужно чистить от снега, тем более в горах, где не самый сильный циклон может заблокировать движение. Связь на трассе пока есть только в районе придорожного кафе у 163 километра, но в такой глуши в случае чего поможет шофёрское братство, здесь Дальний Восток, здесь так принято . Взаимовыручка для профессиональных водителей является частью их работы, здесь не принято бросать друг друга в сложной ситуации - это традиция и она сохраняется.
Цифра
17,86 млрд рублей
общая стоимость автодороги Лидога-Ванино, из них 14,02 млрд — средства федерального бюджета и 3,8 млрд краевого