Главное
Экономика, 05 октября, 12:50

Порядок на речных путях задача, которую поставил нам президент - Шпорт

Судоходство велел развивать Владимир Путин на августовском заседании президиума Госсовета


Развитие грузового и пассажирского судоходства, обеспечение безопасности при движении по фарватеру Амура обсудили на заседании совета по морской деятельности при губернаторе Хабаровского края. Вячеслав Шпорт особо подчеркнул, что развитие этого вида транспорта и наведение порядка на речных путях - задача, которую поставил президент России Владимир Путин на августовском заседании президиума Госсовета.


Старые земснаряды и пожилые речники

Водный путь, как известно, самый экономичный способ перевезти на большое расстояние объемные грузы. По морям и рекам, пусть и небыстро, но можно доставить из порта в порт крупногабаритные товары, при этом себестоимость перемещения судами значительно выгоднее, чем использование железных дорог, автомобильного транспорта и самолетов. В полной мере использовать все возможности мощной и перспективной транспортной артерии, какой является река Амур, у хабаровчан пока не получается, и этому есть как объективные, так и субъективные причины. 

Согласно статистике, около 55 процентов жителей Хабаровского края в той или иной мере пользуются услугами водного транспорта. Дачники краевой столицы по реке добираются к своим участкам в садово-огородный сезон, по Амуру в отдаленные поселки доставляется топливо и строительные материалы, отправляется на экспорт лес. Только поддерживать эту «дорогу» в хорошем состоянии речникам тяжело: отрасль не получает достаточного финансирования. Техника, при помощи которой ее обслуживают на ладан дышит: «возраст» 73 процентов земснарядов и 83 процентов обстановочных судов превышает 26 лет.

- В профессию почти не идет молодежь, почти три четверти командного состава судов – пенсионеры, дефицит специалистов плавсостава и высокая текучесть кадров, - перечисляет проблемы руководитель федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна водных путей» Александр Савин.

Амур, на место!

Наводнение 2013 года изменило привычное русло Амура, тысячи тонн воды в некоторых местах прочистили себе более удобный путь. Если не принять меры, то летняя навигация у Хабаровска может сократиться на 5-6 дней, так как изменения приведут к раннему ледоставу осенью и более позднему ледохода весной. Основное русло реки у столицы края может уйти в протоки Пемзенскую и Бешеную.

«Чтобы этого не случилось, нужно восстановить стокорегулирующие функции проток для стабилизации русла Амура», - считает заместитель директора по научной работе института водных и экологических проблем ДВО РАН Алексей Махинов. Также опасения ученых вызывает растущий у города Юности остров и развитие левобережного рукава, плюс - похожие возможные проблемы у Амурска. Наука не исключает повторения «Большого Амурского наводнения 2013 года» в ближайшие 5-10 лет, но эксперты-метеорологи к такому ЧП уже сейчас подготовлены лучше, чем три года назад. 

- С 2014 года восстановлено и заново отстроено 89 гидрологических постов, особое внимание уделялось закупке и установке нового современного оборудования, автоматических комплексов и солнечных электростанций на труднодоступных постах, - рассказал начальник федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Вячеслав Паршин. – В Хабаровском крае модернизировано 30 процентов наблюдательной сети, реконструированы посты в бассейнах Бурейского и Зейского водохранилищ, сток которых непосредственно влияет на уровень Амура в Хабаровском крае.
Накопленная синоптиками информация о наводнении позволила создать электронную модель Амура при тех или иных уровнях, кроме того, с использованием автоматических станций эксперты сейчас могут получать данные в режиме онлайн, отслеживать и визуализировать на рабочих местах все изменения состояния водных объектов, что улучшит точность прогнозов.

Флот – у местного производителя

 У речников из ОАО «Амурское пароходство» вопросов по поддержанию фарватера реки Амур в безопасном состоянии нет. Отмели и меняющееся русло главной дальневосточной водной артерии и штормы в Охотском море не помешали перевозчикам за 8 месяцев 2016 года доставить по назначению 596 тысяч тонн грузов, из них суда класса река-море взяли на себя 410 тысяч тонн и 186 тысяч тонн товаров – на счету внутреннего плавания. Проблемы у предприятия все те же: из 79 транспортных судов у речного среднего возраста - около 40 лет, морские чуть посвежее, им в среднем по 25 лет. 

- Строительству новых судов для работы на внутренних водных путях мешает высокая стоимость постройки на отечественных верфях, - заявил генеральный директор открытого акционерного общества «Амурское пароходство» Олег Кошелев. -  Но выход есть. Мы получили большой заказ. Будем доставлять оборудование из порта Ванино до нового причала на реке Зее Амурской области для строительства нового завода возле города Свободный. Работа эта долгосрочная, так как там же планируется еще одна большая стройка, на которой мы тоже будем задействованы. Это обеспечит нас работой примерно лет на 10.  Уже в 2018 году это позволит нам улучшить ситуацию с судами и буксирами.

О разнице в цене постройки одного судна и серии однотипных главе ОАО «Амурское пароходство» незамедлительно напомнил Вячеслав Шпорт:

- Если вы начнете переговоры с хабаровским судостроительным заводом и предложите линейку заказов на несколько лет вперед, не один буксир и одну баржу, а несколько – то я точно знаю, что можно выстроить систему нормального финансирования и получения вами судов, - отметил губернатор. - Если заказывать одно судно, то на предприятии должны сделать проектную документацию, оснастку, подготовку производства, специалистов научить, и все эти накладные расходы заложить в один корабль, он и будет 30 миллионов долларов стоить, и это еще дешево. А закажете линейку из 10 судов – будет цена 10 миллионов или даже 9. Для вас интересна чистая экономика, а нам нужна кооперационная экономика, которая идет на пользу всему краю. Я предлагаю, чтобы вы этим занимались, иначе будем вас просто заставлять.
Вячеслав Шпорт поручил метеорологам продолжать модернизацию системы мониторинга за реками Амурского бассейна и пообещал им максимально возможную поддержку от краевых властей, речникам рекомендовано заказывать современные суда на местных верфях.


Цифры

596 тысяч тонн грузов перевезли в 2016 году суда «Амурского пароходства»

7285 километров – протяженность внутренних водных путей Амурского бассейна
из них 2456 километров походят по Хабаровскому краю 

Андрей Горяйнов


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме