Развитие грузового и пассажирского судоходства, обеспечение безопасности при движении по фарватеру Амура обсудили на заседании совета по морской деятельности при губернаторе Хабаровского края. Вячеслав Шпорт особо подчеркнул, что развитие этого вида транспорта и наведение порядка на речных путях - задача, которую поставил президент России Владимир Путин на августовском заседании президиума Госсовета.
Старые земснаряды и пожилые речники
Водный путь, как известно, самый экономичный способ перевезти на большое расстояние объемные грузы. По морям и рекам, пусть и небыстро, но можно доставить из порта в порт крупногабаритные товары, при этом себестоимость перемещения судами значительно выгоднее, чем использование железных дорог, автомобильного транспорта и самолетов. В полной мере использовать все возможности мощной и перспективной транспортной артерии, какой является река Амур, у хабаровчан пока не получается, и этому есть как объективные, так и субъективные причины.
Согласно статистике, около 55 процентов жителей Хабаровского края в той или иной мере пользуются услугами водного транспорта. Дачники краевой столицы по реке добираются к своим участкам в садово-огородный сезон, по Амуру в отдаленные поселки доставляется топливо и строительные материалы, отправляется на экспорт лес. Только поддерживать эту «дорогу» в хорошем состоянии речникам тяжело: отрасль не получает достаточного финансирования. Техника, при помощи которой ее обслуживают на ладан дышит: «возраст» 73 процентов земснарядов и 83 процентов обстановочных судов превышает 26 лет.
Амур, на место!
Наводнение 2013 года изменило привычное русло Амура, тысячи тонн воды в некоторых местах прочистили себе более удобный путь. Если не принять меры, то летняя навигация у Хабаровска может сократиться на 5-6 дней, так как изменения приведут к раннему ледоставу осенью и более позднему ледохода весной. Основное русло реки у столицы края может уйти в протоки Пемзенскую и Бешеную.
«Чтобы этого не случилось, нужно восстановить стокорегулирующие функции проток для стабилизации русла Амура», - считает заместитель директора по научной работе института водных и экологических проблем ДВО РАН Алексей Махинов. Также опасения ученых вызывает растущий у города Юности остров и развитие левобережного рукава, плюс - похожие возможные проблемы у Амурска. Наука не исключает повторения «Большого Амурского наводнения 2013 года» в ближайшие 5-10 лет, но эксперты-метеорологи к такому ЧП уже сейчас подготовлены лучше, чем три года назад.
Флот – у местного производителя
У речников из ОАО «Амурское пароходство» вопросов по поддержанию фарватера реки Амур в безопасном состоянии нет. Отмели и меняющееся русло главной дальневосточной водной артерии и штормы в Охотском море не помешали перевозчикам за 8 месяцев 2016 года доставить по назначению 596 тысяч тонн грузов, из них суда класса река-море взяли на себя 410 тысяч тонн и 186 тысяч тонн товаров – на счету внутреннего плавания. Проблемы у предприятия все те же: из 79 транспортных судов у речного среднего возраста - около 40 лет, морские чуть посвежее, им в среднем по 25 лет.
О разнице в цене постройки одного судна и серии однотипных главе ОАО «Амурское пароходство» незамедлительно напомнил Вячеслав Шпорт:
Цифры
596 тысяч тонн грузов перевезли в 2016 году суда «Амурского пароходства»
7285 километров – протяженность внутренних водных путей Амурского бассейна
из них 2456 километров походят по Хабаровскому краю
Андрей Горяйнов