Новый проект работает на базе подразделения Банка России ФинЦЕРТ, которое собирает информацию о счетах и номерах телефонов, ранее использованных для похищения денег жертв мошенников. При попытке преступников повторно использовать их, банки смогут блокировать денежные переводы. Собирать сведения Центробанку помогают банки и операторы связи.
Телефонные номера могут использоваться в качестве идентификаторов денежного перевода, если он отправлен по системе быстрых платежей. Сопоставляя телефонный номер с данными о ранее используемых мошенниками счетах, организации смогут блокировать подозрительные денежные переводы, даже если аферисты используют новые банковские реквизиты.
– Зачем нужно выявлять банковские счета мошенников, я думаю, объяснять никому не надо. А что касается телефонных номеров, то они часто бывают связаны с другими реквизитами, в первую очередь теми же банковскими счетами. Поэтому если будет замечено, что номер телефона используют мошенники, банки смогут использовать эти сведения для улучшения защиты своих клиентов, – пояснил доцент Финансового университета при Правительстве России Петр Щербаченко.
Сотовые операторы уже сотрудничают с банками, помогая предотвращать мошеннические действия: информируют о потенциально мошеннических звонках, сообщают об атаках мобильного вредоносного программного обеспечения на клиентов банков. В первом квартале 2024 года кибермошенники похитили у клиентов банков 4,3 млрд руб. Это на 6,3% меньше, чем за аналогичный период 2023 года, но объем похищенных средств с помощью системы быстрых платежей вырос более чем в 2 раза – до 1,1 млрд руб.