Власти северных районов Хабаровского края готовятся принимать жизненно важные для людей этих территорий грузы по новым правилам. С апреля вступил в силу подписанный президентом Владимиром Владимировичем Путиным первый в истории России федеральный закон о «северном завозе». Да-да, вы не ослышались. До этого вся эта трудоёмкая, ответственная и жизненно важная работа велась путем распоряжений, уведомлений, то есть почти хаотично. Не удивительно, что северяне ждали его с большим нетерпением. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» разбирался, как будет работать новый федеральный закон.
От вьючных троп до потребкооперации
Как вам известно, две трети территории нашей страны - это Крайний Север или приравненные к нему территории. Дорог там никогда не было, да и проложить их сквозь почти совершенно безлюдные места никогда не представлялось возможным.
Освоение Дальнего Востока, в том числе современной территории Хабаровского края, русскими шло именно с севера. И нужно было как-то наладить систему снабжения переселенцев привычными продуктами, оружием, одеждой и так далее. Ещё в XVII – XVIII веках к первым поселениям на берегах Тихого океана государство прокладывает так называемые тракты – сухопутные тропы с ямщицкими постами, по которым на навьюченных лошадях и оленях всё самое необходимое - от пороха до хлеба - везли в Охотск, Аян и так далее.
И в работе тогдашней системы «северного завоза» случались сбои. Вот какую историю сохранили в посёлке Нелькан Аяно-Майского района: в 1818 году, после того как в соседней Якутии случилась эпидемия сибирской язвы у якутов, которые снабжали живущих на берегах реки Мая тунгусов хлебом, пали практически все лошади. Развозить провиант по таёжным урочищам оказалось не на чем. Возникла угроза голода. Тогда-то Якутское областное управление приняло решение создавать хлебозапасные магазины в отдалённых местностях. По сути, это склады для хранения стратегических запасов продовольствия. Командированные на реку Мая казаки Прокопий Новгородов и Григорий Ципандин выбрали под такой магазин местечко, которое тунгусы называли Нелькан. Первая запись о начале его работы была сделана 1 августа 1818 года. Так «северный завоз» царской поры стал поводом к рождению существующего и ныне посёлка в Хабаровском крае.
- В советские годы «северным завозом» у нас централизованно занималась Крайпотребкооперация. Были определены нормативы, сколько требуется овощей, муки, топлива и так далее. Доставку обеспечивали государственные транспортные компании, - рассказывает глава администрации Аяно-Майского района Алексей Ивлиев.
Дизель - вертолётами
В постсоветские годы эта система централизованной доставки всего необходимого на Север развалилась. Продукты питания в отдалённые посёлки коммерсанты завозят самостоятельно, кто как может. Например, в континентальную часть того же Аяно-Майского района товары и другие грузы, точнее, большую их часть, стараются доставить зимой. Правда, в этом году автозимники в соседнюю Якутию удалось пробить аномально поздно – только к марту. Снега выпало очень много, и реки, по льду которых должны были проезжать грузовики, долго не промерзали. Но к середине апреля в Нелькан, Джигду и Аим удалось доставить весь необходимый запас.
Обычно с июня, когда открывается навигация, всё необходимое завозят морем. Охотский округ и Тугуро-Чумиканский район полностью зависят от морских поставок. Скоропортящиеся продукты приходится на Север забрасывать авиацией. Оттого и цены в магазинах там намного выше, чем на материке. В Хабаровском крае предусмотрены компенсации за доставку самых необходимых продуктов - до 300 рублей за килограмм. В прошлом году из краевого бюджета на эти цели по поручению губернатора Михаила Дегтярева было выделено свыше 24 млн рублей, что на 43% больше, чем в 2022-м.
- Краевые субсидии на доставку продуктов очень помогают цены сдерживать. Вот смотрите. Яйцо берём в Хабаровске по 120 рублей за десяток. Благодаря компенсациям мы можем его продавать с 50-процентной наценкой - по 180 рублей за десяток. Без субсидии цена была бы за 300 рублей за десяток, - говорит предприниматель из Нелькана Антонина Пахомова.
Централизованно на Север завозят лишь топливо и ГСМ. Для этого в крае работает предприятие «Межрайтопливо». Однако все перевозчики частные. И не всегда завоз идёт гладко.
- Север ошибок не прощает. Около 15 лет назад в марте в Аяне заканчивалось топливо для выработки электроэнергии. Дело дошло до того, что дизель возили вертолётами из Николаевска-на-Амуре. Режим ЧС вводился. Представляете, какие это расходы, - вспоминает Алексей Ивлиев. – Закон о «северном завозе» нужен, чтобы северяне были застрахованы от подобных ситуаций. Это обеспечение продовольственной безопасности и устойчивости работы всех систем жизнеобеспечения на Севере. Он для людей создавался!
Как будет работать?
Разработкой федерального закона о «северном завозе» в нашей стране занялись после того, как в 2021 году из-за перегруженности портов Приморья на Чукотке и в ряде других северных территорий возник дефицит продуктов и топлива. Судоходные компании приоритет отдавали экспортным грузам в страны АТР, их перевозка выгоднее, а доставку всего необходимого на Север оставили на потом.
В августе прошлого года президент Владимир Владимирович Путин этот важный нормативный акт подписал, а с 1 апреля текущего года он поэтапно начинает вступать в силу.
- Закон исходит из принципа «не навреди», направлен он не на отказ от сложившихся логистических маршрутов, а на повышение их эффективности, гарантируя приоритетный порядок транспортировки грузов «северного завоза». Ключевые нововведения - централизованная система управления поставками, а также механизмы государственной, в том числе финансовой, поддержки, которые позволят сократить сроки доставки и снизить логистические издержки, а с ними и стоимость товаров для северян, - сообщили в Минвостокразвития, которое определено законом федеральным координатором «северного завоза».
Закон определил территории, куда будет осуществляться «северный завоз» по новым правилам. В Хабаровском крае к ним отнесены Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, им. Полины Осипенко, Николаевский, Ульчский, Верхнебуреинский, Нанайский районы и Охотский муниципальный округ.
Также утверждён перечень из 160 товаров, доставка которых на Север будет приоритетной. В нём семь категорий: топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы, социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары первой необходимости, лекарства, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания. На закупку, а также доставку этих товаров в рамках «северного завоза» региональные власти могут предоставлять бизнесу бюджетные кредиты.
Также ожидается запуск новой федеральной государственной информационной системы (ФГИС). Она займётся централизованным мониторингом «северного завоза», сделает его прозрачным и контролируемым.
К 2026 году в России должен быть создан единый морской оператор, который займётся доставкой грузов для жизнеобеспечения северян. Новый закон даёт полномочия государству регулировать цены и надбавки на товары, тарифы на их перевозку и хранение. Также в северных поселениях должны быть созданы стратегические запасы самых необходимых грузов. Дополнительные средства планируется вложить в обновление транспортной инфраструктуры «северного завоза».
СПРАВКА:
В 2024 году в северные районы планируется поставить около 36 тысяч тонн топлива, в том числе 11 тысяч тонн угля и около 25 тысяч тонн нефтепродуктов. Рост объёмов относительно завоза 2023 года составит 6,5%.