Ежедневно телефонные мошенники совершают около 8 млн звонков. В этом году они перестали просто красть данные и деньги: тренд 2023 года - манипуляциями и угрозами жертв заставляют совершать нападения на отделения банков и другие социально важные объекты, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
С начала года в Сбере зафиксировано более 25 случаев нападения на офисы и сотрудников банка. Они происходили в том числе и на Дальнем Востоке. О том, как легко дальневосточники могут стать преступниками даже не подозревая об этом и как помочь жертвам мошенников рассказал заместитель председателя Дальневосточного Сбербанка Артём Фоменко.
- Артём Валентинович, расскажите подробнее о схеме, как удается заставить человека совершить нападение на офис банка?
Если злоумышленникам удается похитить денежные средства, они признаются в мошенничестве и предлагают вернуть похищенное в обмен на акт диверсии — запуск фейерверка в отделении или нападение на сотрудника банка. В результате денежные средства мошенники не возвращают, а жертва сама становится преступником.
- Какой ущерб нанесли жертвы мошенников офисам Сбера?
Во всех случаях нападавших задерживали по "горячим следам". Все они обычные люди, которыми манипулировали мошенники.
- Почему мошенникам удается заставить жертву пойти на поджог?
- Мошенники используют базовые страхи: потеря денег, угроза личной безопасности, не дают жертве сосредоточиться, давят. Часто говорят, что с близкими что-то случилось или мошенники уже воруют деньги и нужно их спрятать на «специальном счете», обвиняют в финансировании украинской армии. Некоторым дают ложную надежду, что вернут похищенное, если жертва сама пойдет на преступление. Однако ни в одном случае диверсия жертве не помогла вернуть накопления.
- Действительно ли без ведома клиента деньги могут уходить со счетов?
- Такое невозможно. Благодаря сотрудничеству с операторами сотовой связи сегодня банк знает о звонке мошенника практически в 100% случаев. Если мы фиксируем подозрительные операции, то приостанавливаем их, перезваниваем клиентам, чтобы убедиться, что они переводят деньги не под давлением злоумышленников. Даже лично общаемся с людьми в офисе, привлекаем правоохрану. Но к сожалению, встречаются случаи, когда клиент, игнорируя все предупреждения банка, все равно переводит деньги мошеннику.
- Только ли жертвы мошенников устраивают нападения на офисы банка?
- Да, ни один нормальный человек не будет делать этого добровольно. Недавно в Амурской области произошло нападение на отделение банка. Несмотря на серию попыток, ни одна из них не увенчалась успехом. Единственный ущерб, нанесенный банку – сломанное окно. В таких случаях служба безопасности совместно с правоохранительными органами обнаруживает преступника в течение суток. Ни одно из преступлений против Сбера не увенчалось успехом. Любое преступление против банка будет раскрыто и не останется безнаказанным. Мы защищаем наших клиентов и их средства.
- Есть ли у банка инструменты, которые помогут клиентам защититься от мошенников самим и близких защитить?
Функционал доступен пользователям СберБанк Онлайн на платформе Android. Чтобы им воспользоваться, нужно подключить сервис «Управление входящими» и настроить блокировку нежелательных звонков в мессенджерах.
Мы также предупреждаем клиентов, если мошенники пытаются с ними связаться по мобильному. Красный экран с предупреждением "Вам звонит мошенник!" на смартфоне возникает у клиента при входе в приложение Сбербанк Онлайн, если наши системы безопасности фиксируют, что человек сейчас общается с мошенником.
Это помогает переключить внимание клиента от разговора и дать возможность сразу же обратиться в банк c помощью кнопки на экране.
Позаботьтесь о своих близких, чтобы они могли распознавать мошенников и противостоять им. Для повышения киберграмотности каждого человека Сбер создал онлайн-библиотеку знаний по кибербезопасности «Кибрарий», рекомендую изучить материалы в ней, чтобы обезопасить себя и близких от мошенников.