Работы над головным грузопассажирским судном-амфибией на Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ) близятся к завершению. Как рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» главный инженер предприятия Алексей Шабанов, проблема с финансированием решена и в мае 2018 года корабелы планируют спустить на воду — если это выражение подходит к судну на воздушной подушке — очередную новинку.
- Строим судно по заказу правительства Хабаровского края и по окончании передадим для эксплуатации «Хабводтрансу», как и в случае со
скоростным теплоходом «70 лет Победы», - говорит
Алексей Шабанов. - Это амфибия, его ниша - те места, куда не зайдёт ни одно судно. Допустим, в поселок Победа в летний период ходит «Заря», а СВП-50 может ходить и в ледоход, и в январе - когда на Амуре лёд.
В отличии от известных пассажирских «Пум», при помощи воздушной подушки способных преодолеть шугу на реке, СВП-50 пересекает водные пространства и сушу на высоте 10-15 см, поэтому экипаж может «срезать» дорогу по реке, перевалив через холм на берегу. Хабаровчане планировали заинтересовать новинкой нефтяников и геологов и получить заказ на серийное производство, но представители нескольких компаний решили, что сначала дождутся рабочего образца и проверят его в деле.
- Использование СВП-50 во много раз снизит стоимость доставки людей и грузов в труднодоступные районы, один рейс вертолёта по цене равнозначен одному месяцу использования этой амфибии, - продолжает Алексей Шабанов. - Нефтяники подсчитали, что приобретение СВП-50 окупит затраты за 6 месяцев, но им нужно сначала пощупать его руками.
Судно может принять на борт 50 пассажиров с личным багажом или 25 пассажиров и 2 тонны груза и доставить по бездорожью в точку, находящуюся в 600 км от старта. Это далеко не «Пума», дальность хода которой всего 5-10 км, по сравнению с которой СВП-50 выглядит дальнемагистральным лайнером. Новинкой заинтересовались и предприниматели из КНР, у них в ближайшие несколько лет под списание пойдёт практически весь парк работающих сейчас грузопассажирских амфибий, а заменить их собственными силами судостроители из Поднебесной не могут — не хватает компетенций.
- Мы обязательно представим новое СВП-50 на Восточном экономическом форуме, как это было и с «70 лет Победы», покажем его где только сможем, потому что мы предлагаем надёжный и недорогой, по сравнению с вертолётом, транспорт, - уверен Алексей Шабанов. - Если судно подтвердит свои характеристики и пойдёт в серию, за год без авралов выпустим пять штук, а если будет нужно — будем работать в две смены и выпустим десять. Мы делаем судно с другим гибким ограждением, нежели у «Пум» и «Хиусов», оно более надёжно и безопасно по эксплуатации — это то, что ставилось на военные корабли, поэтому терпимо ко всем сложностям. С двигателями для него в России пока тяжело, но есть два отечественных варианта: новый ярославский дизель, который сейчас проходит испытания, и дизель от БМП-3, с которым только одна проблема — маленький ресурс. Два двигателя Deutz сейчас стоят 9 млн рублей и у них ресурс 20 тыс моточасов, от БМП обойдутся в 6,5 млн и доработка встанет в 500 тыс рублей, а ресурс всего 5-7 тыс моточасов. Цена на ярославский мотор пока неизвестна, пока он не пройдёт все испытания, мы её не узнаем, но Хабаровский судостроительный завод готов ко всем вариантам. В изначальном проекте импортная составляющая СВП-50 была около 70%, нам удалось её снизить до 35%.
Справка
Вместимость судна на воздушной подушке СВП-50 проекта 12270М - 50 человек либо 25 человек и 2 т груза. Предназначено для регулярных пассажирских перевозок с возможностью выхода на необорудованный берег. Перевозки могут осуществляться всесезонно по судоходным, несудоходным и загрязненным акваториям, включая сложные условия ледохода и ледостава, а также по равнинным участкам суши в условиях бездорожья. Допустима эксплуатация над снежным покровом, сплоченным и битым льдом, шугой, заросшей и заболоченной местностью, мелководными участками с быстрым течением, при температурах воздуха от +35°С до -25°С. Пассажирский салон оборудуется 2-х- и 3-хместными блоками мягких кресел с подлокотниками и наклонной спинкой. Сверху вдоль бортов оборудуются полки для хранения ручной клади пассажиров. Багаж размещается на стеллажах багажных отделений, расположенных по правому и левому бортам коридора в кормовой части. Санблок - в кормовой части салона, оборудован унитазом с вакуумной системой смыва, умывальником и прочим мелким оборудованием.
Напомним, в прошлом году Хабаровский судостроительный завод впервые за много лет спустил на воду пассажирский теплоход,
получивший имя «70 лет Победы». Лайнер стал единственным проектом, представленным на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в натуральном виде и его посетил президент РФ Владимир Путин. В настоящее время теплоход задействован на международных рейсах на маршруте Хабаровск-Фуюань (КНР).