Сегодня состоялось очередное заседание экспортного совета при губернаторе Хабаровского края. На нём в формате видеоконференцсвязи присутствовали представители Минпромторга и Минсельхоза России. И о каких-то проблемах дальневосточников федеральные чиновники услышали впервые, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» с места события.
- Наш совет пройдет сегодня в необычной форме, - обратилась к присутствующим первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Мария Авилова. – Мы пригласили поучаствовать в нем представителей двух российских министерств, от которых, возможно, будет зависеть решение озвученных проблем. И их участие лишний раз доказывает, что развитие сегодняшних тенденций в отрасли экспорта направлено в сторону Дальнего Востока.
Для начала представитель Минпромторга Евгений Пахомов напомнил собравшимся о мерах поддержки, которые включены в федеральные программы по экспорту российских товаров и импорту приоритетной продукции. Например, можно субсидировать до 80% затрат, связанных с транспортировкой продукции зарубежным заказчикам. На эти цели в 2022 году заложено 20,8 миллиарда рублей. А если речь идет, наоборот, о ввозе приоритетной продукции, то российский бизнес может рассчитывать на обнуление ввозных таможенных пошлин. В том числе и товаров так называемого «параллельного импорта». Но поддержка будет оказана в том случае, если импортируемая продукция относится к разряду оборудования и техники, комплектующих и запчастей, судов и контейнеров, сырья и материалов. После того, как слово взяли чиновники и предприниматели Хабаровского края, выяснилось, что имеются частные случаи, которые не подпадают под действия российских мер поддержки.
- У нас есть два крупных предприятия, которые пострадали от невозможности экспорта, - говорит исполняющий обязанности министра промышленности и торговли края Сергей Афанасьев. – Это патронный завод «Вымпел», лишившийся возможности поставлять свою продукцию в США, и металлургическое предприятие «Амурсталь», ранее сотрудничавшее с Малайзией, Тайванем, Индонезией и другими странами. Эти государства, видимо, боятся преследования со стороны Соединенных Штатов и перестали с нами работать. «Амурстали» пришлось искать новые рынки сбыта и получилось совсем не то, что они ожидали.
Наши металлурги нашли покупателей на западе России и принялись поставлять им свою продукцию. Но так как внимание всей страны приковано сейчас к Дальнему Востоку, то перевозки сюда по железной дороге осуществляются со значительными скидками. А вот если ты везешь на запад, то никаких преференций ожидать не стоит.
- Ситуация не совсем обычная и мы видим два варианта её решения, - предложил представитель ДВЖД. – Первый – применить относительно «Амурстали» персонифицированную скидку на перевозки. Второй – внесение «зеркальных» изменений в существующую систему поддержки. То есть, если предприятие может рассчитывать на скидку при перевозке на восток, то вправе получить то же самое и при перевозке на запад. Но здесь все зависит от гарантированных объемов. То, что декларирует «Амурсталь», ничтожно мало по сравнению с другими металлургическими предприятиями.
Также хабаровские предприниматели поведали еще об одной ситуации, которая явно не укладывается в систему российской поддержки экспорта. Одна местная компания производит уникальное аэродромное оборудование для обслуживания воздушных судов и поставляла его в Китай. Сейчас же такой возможности нет, потому что их продукция не внесена ни в один перечень разрешенных к экспорту механизмов по той причине, что в этих перечнях данного оборудования просто не имеется.Все озвученные вопросы и проблемы представители федеральных министерств «взяли на карандаш» и пообещали в скором времени решить.
- Значит, мы не зря собираемся, - подвела итог Мария Авилова. – Во-первых, хотела бы сказать, что неразрешимых проблем нет, надо о них без боязни заявлять. А во-вторых, необходимо нашим предпринимателям еще больше рассказывать о тех мерах поддержки, которые существуют как на уровне края, так и на уровне страны.