Минпромторг предлагает легализовать в сельской местности продажу алкоголя в автолавках и некапитальных торговых объектах, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». В ведомстве также считают, что не следует ограничивать минимумом в 50 кв м и площадь городских магазинов, реализующих спиртное. В конце апреля предложения министерства будут обсуждаться на заседании межведомственной рабочей группы в Минэкономразвития. Эксперты поддержали идеи Минпромторга, сказав, что автолавки могут стать единственным путем доставки легального алкоголя в российские села.
Минпромторг выделил новые избыточные ограничения в розничной продаже алкогольной продукции, в том числе в сельской местности. Это следует из последней редакции «Предложений по оптимизации госрегулирования розничной продажи алкогольной продукции в целях легализации оборота алкоголя и формирования цивилизованной модели его потребления». Как следует из письма замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева от 12 апреля, предложения Минпромторга будут обсуждаться на заседании рабочей группы в Минэке 28 апреля.
Среди «избыточных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции» Минпромторг назвал «требование иметь в собственности или аренде стационарный объект — помещение не менее 50 кв м».
По данным Минпромторга за 2017 год, в России работают 215 тыс торговых объектов и объектов общепита. В министерстве не уточнили, какое количество розничных объектов зарегистрировано в сельской местности.
Предправления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов отметил, что высказанная министерством идея актуальна — по его словам, «в селах не всегда есть стационарные магазины, из-за небольшой численности населения в них просто нет смысла». При этом автолавка приезжает в деревни с определенной периодичностью, поэтому, по мнению эксперта, предложение выглядит логичным. Он отметил, что в случае одобрения идей Минпромторга следует решить вопросы контроля — «покупатели должны получать документ, подтверждающий легальность алкоголя».
По словам директора Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, по итогам 2016 года на продажи крепкого алкоголя в селах пришлось до 17% от общего объема реализованных в стране напитков. При этом в большинстве населенных пунктов нет стационарных магазинов, поэтому «доставка алкоголя автолавкой может стать единственным путем продажи легального алкоголя».
В свою очередь, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский полагает, что «если убрать обязанность иметь в сельской местности стационарный объект, то неизбежны нарушения многих норм, так как требование «стационарности» служит гарантией того, что помещение соответствует элементарным требованиям безопасности».
Предложения Минпромторга были сформированы в начале 2016 года по поручению замглавы Минэкономразвития Олега Фомичева. С тех пор они обсуждаются в рамках рабочей группы, в которую входят представители Минздрава, Росалкогольрегулирования (РАР), Минфина, Совета Федерации, ФАС, ФСБ, ФНС, ФТС и бизнеса. Итоговый документ Минпромторга должен был представлен вице-премьеру Александру Хлопонину, курирующему алкогольную отрасль, пишут «Известия».
В документе сказано, что предложения направлены на перевод граждан с потребления суррогатов (аптечные настойки и жидкости бытовой химии) на легальный крепкий алкоголь, то есть на восстановление рынка, снижение пьянства и девиантного поведения (а не объема декларируемого потребления алкоголя), а также — на формирование цивилизованной модели потребления спиртного. В числе задач — сохранение положительной динамики поступления акцизов на фоне позитивных фискальных стимулов, увеличение поступлений налогов и сборов от легализации торговой деятельности в целом.
Минпромторг предлагает скорректировать акцизную политику таким образом, чтобы цена на водку составляла 110–130 рублей. Также в ведомстве считают необходимым разрешить дистанционную продажу спиртных напитков, снять запрет на продажу пива в киосках и разрешить реализацию алкоголя на розничных рынках и на объектах спорта.