ИА «Хабаровский край сегодня» совместно с экспертами центра «Умный город» МТС рассказывает о том, как инновации помогают бороться с пандемией в России и какие технологии могут быть внедрены в инфраструктуру российских городов уже в ближайшее время.
1. Тепловизоры ищут в толпе заболевших
Согласно опросам 2019 года, около 60% россиян при недомогании предпочитают не записываться на прием к врачу и подбирают себе лечение самостоятельно, а 80% даже продолжают ходить на работу.
Многие просто не хотят ложиться в больницу или брать больничный - и такое отношение лишь увеличивает риски распространения коронавируса. Поэтому на вокзалах, в аэропортах и некоторых других общественных местах Москвы городские власти начали использовать камеры с тепловизорами, чтобы найти в толпе людей с первыми симптомами вирусной инфекции.
"Тепловизионная камера позволяет за одну секунду определить температуру человека с точностью до 0,3 градуса: благодаря этому можно выявлять заболевших в людных местах, не создавая при этом очередей, - рассказал руководитель центра "Умный город" МТС Евгений Титов. - Мы начали оперативно поставлять такие камеры городским администрациям и бизнес-заказчикам".
Такой способ определения повышенной температуры тела у прохожих успешно практикуется и в других странах - в том числе в Китае, где и выявили первый случай заражения коронавирусом.
2. Видеоаналитика борется с распространением инфекций в больницах
В ходе одного исследования швейцарские ученые пришли к выводу: инфекционные заболевания в медучреждениях распространяются в основном из-за того, что сотрудники и пациенты недостаточно часто моют руки. Это серьезная проблема, ведь именно в больницах часто в результате мутаций "рождаются" бактерии, устойчивые к большинству антибиотиков.
Поэтому в одной из клиник страны установили систему, которая следит за тем, регулярно ли персонал пользуется антисептиком для рук. Раньше этим занимались "тайные гости", но они замечали нарушения правил только в 63% случаев и не могли работать круглосуточно. Данные, полученные с установленных в больнице камер, обрабатывал искусственный интеллект. Он научился не только отличать медперсонал от других людей по изображению, но и фиксировать соблюдение всех необходимых правил гигиены. Согласно результатам исследования, внедрение интернета вещей повысило точность выявления нарушений до 75%.
3. Искусственный интеллект прогнозирует, где может начаться эпидемия
После того как коронавирусная инфекция получила статус пандемии, многие технологические компании стали использовать свои разработки, чтобы с их помощью отследить, как по планете распространяется вирус.
Например, канадская компания BlueDot при помощи искусственного интеллекта пытается предсказать, где именно в ближайшее время могут появиться новые заболевшие. У BlueDot есть предиктивная модель: в ней используются данные по распространению похожих вирусов в недавнем прошлом (например, атипичной пневмонии, вызванной коронавирусом SARS, которая вспыхнула в Китае в 2002 году), а также карты распространения COVID-19 и маршруты общественного транспорта и авиарейсов.
Похожие методы применяются и в России: некоторые российские компании на основе обезличенных данных Big Data определяют города и регионы, в которые чаще всего отправляются граждане из мест с наиболее высоким процентом носителей коронавируса. Эта информация помогает создать более точную картину возможных маршрутов распространения инфекции и заранее принять меры.
4. Городские порталы помогают остановить панику
Как обычно и бывает в таких случаях, на эпидемию коронавируса стремительно отреагировал интернет. Но тысячами мемов все на этот раз не ограничилось: сеть наполнилась фейковыми новостями и недостоверными данными, которые, учитывая характер пандемии, могут сбить многих пользователей с толку и даже стать причиной массовой паники.
В России официальную информацию публикуют многие государственные и городские порталы, - там можно получить ответы на часто задаваемые вопросы и найти контакты для связи со специалистами.
В Москве такой площадкой стал портал mos.ru, в регионах эту роль взяли на себя сервисы "Активный горожанин".
"После того как система установлена, внести в нее технические изменения достаточно просто. Можно, например, оперативно создать отдельную вкладку с информацией и формой обратной связи для граждан, вернувшихся из-за границы или обнаруживших у себя тревожные симптомы. Это позволит более эффективно контролировать распространение вируса", - пояснил Евгений Титов.
5. Телемедицина разгружает больницы
Телемедицина - так называют комплекс технологий для удаленного обмена медицинской информацией - позволяет не только бороться с паникой, но и снижать нагрузку на больницы. Через приложения или онлайн-сервисы врачи пока не могут поставить легитимный диагноз (этот вопрос пока только обсуждается в Госдуме), зато с их помощью можно задать вопросы квалифицированному специалисту.
Кроме того, телемедицинские сервисы позволяют пациентам с другими - не связанными с коронавирусом - заболеваниями снизить количество посещений врача: корректировать лечение и следить за состоянием пациентов можно удаленно. Например, МТС предлагает воспользоваться сервисом SmartMed, созданным компанией совместно с сетью клиник "Медси", где пользователей дистанционно консультируют практикующие терапевты, педиатры, пульмонологи и врачи других специальностей. Кроме того, они могут в онлайн-режиме объяснить пациентам, насколько серьезно обстоит ситуация с коронавирусом в мире, рассказать, как обезопасить себя и близких от заражения и как действовать при первых признаках недомогания.
SmartMed = Cмартмед. ПАО "МТС". АО "Группа компаний "Медси". Лиц. ЛО-86-01-003442 от 22.10.2019 г., www.smartmed.pro, www.medsi.ru
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом. 16+.