По его словам, системы нового поколения позволят метеорологам составлять более точные прогнозы погоды на основе компьютерных моделей атмосферы.
В Росгидромете сообщили, что 10 аэрологических радионавигационных комплексов (АРНК) на базе системы «Полюс-С» уже эксплуатируются, еще девять установят в 2019–2020 годах. Вся сеть сейчас насчитывает 115 аэрологических станций. Преимущество АРНК в отличие от радиолокационных станций заключается в более точных данных, их минус –– в очень дорогих одноразовых зондах (время работы четыре часа).
В «Ростехе» уточнили, что «Полюс-С» –– полностью отечественная разработка, которая тестировалась на космодромах Байконур и Восточный, а также в условиях Арктики. Она состоит из базовой наземной станции и радиозондов МРЗ-Н1, оснащенных приемниками ГЛОНАСС/GPS. Зонды как раз и проводят измерения температуры (от –90 до +50), влажности и других параметров, а затем передают их на Землю.
Точность метеопрогнозов зависит как от совокупности данных наблюдений (причем не только с поверхности, но и со всей толщи атмосферы), так и от качества числового моделирования, сказал «Известиям» старший научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александр Чернокульский.
Причем получение новых данных радиозондирования в полярных районах, по словам эксперта, особенно важно в связи с малочисленностью метеостанций там. Качество прогнозов погоды, безусловно, должно выиграть от обновления приборной базы, добавил Александр Чернокульский.
По его словам, сейчас в России точность прогноза погоды на завтрашний день составляет около 97%, на три дня вперед –– порядка 80%, а на 10–14 дней –– около 60%.
В 1990-е годы российские метеорологи лишились значительной части материальной базы –– были заброшены наземные станции, утеряны морские метеобуи, закрыты станции аэрологического и ракетного зондирования, сокращена сеть радиолокационных станций, рассказал «Известиям» ведущий специалист центра «Фобос» Евгений Тишковец.
По действующим нормам, одна метеостанция должна приходиться на каждые 25–50 кв. км территории. Однако этот норматив, по его словам, соблюдается только в центральной части России, а в Сибири и на Дальнем Востоке может быть одна станция на 500 км.