Корабли проекта 22220 должны заменить советское поколение атомных ледоколов. В настоящее время в эксплуатации находятся четыре атомных ледокола: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». В 2019 году Россия должна получить головной атомоход проекта 22220 «Арктика», в 2020-м — «Сибирь», в 2022-м — «Урал», сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на RT.
По словам Кулинко, для строительства ледоколов проекта 22220 будет впервые применяться схема «смешанного финансирования». Государство выделит 50% требуемой суммы, остальные деньги «будут добавлены из собственных средств госкорпорации и привлечены с рынка». Топ-менеджер «Росатома» подчеркнул, что без формирования «мощной ледокольной группировки» невозможно эффективно развивать СМП.
Северный морской путь — кратчайшая магистраль из Восточной Азии в Европу протяжённостью около 10 тыс. км. В период летней навигации путь кораблей в ЕС по СМП составляет около трёх недель, тогда как доставка грузов через Суэцкий канал (самый популярный маршрут в мире) занимает как минимум месяц при протяжённости 20 тыс. км.
По информации Минприроды, 96% грузов, которые перевозятся по Северному Ледовитому океану, составляют сжиженный природный газ (СПГ), нефть, нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, 4% — строительные материалы и различное промышленное оборудование.
На текущий момент главный драйвер Северного морского пути — проект строительства заводов по сжижению природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), который реализует ПАО «Новатэк». Объём производства СПГ в 2019 году может достигнуть 18 млн тонн, а в 2025 году — 44 млн тонн. Большая часть продукции «Новатэка» поставляется на экспорт.
Для обеспечения бесперебойных перевозок по Северному морскому пути правительство РФ планирует к 2024 году модернизировать инфраструктуру 16 арктических и дальневосточных портов.
Однако важнейшей задачей правительства является строительство ледоколов — прежде всего атомных. Самые большие надежды возлагаются на новый проект 10510 «Лидер» (тип ЛК-120Я). Эти корабли должны обеспечить круглогодичную навигацию на самом сложном, восточном участке СМП. Сейчас срок навигации там ограничен тремя-четырьмя месяцами.
По данным головного разработчика «Лидера» ЦКБ «Айсберг», водоизмещение корабля составит 71,2 тыс. тонн, длина — 209 м, ширина — 47,7 м, осадка — 13 м. Мощность ядерной силовой установки на винтах будет достигать 120 МВт. Созданием этого уникального сверхмощного реактора займётся АО «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород).
«Лидер» будет самым крупным в мире ледоколом с неограниченной дальностью плавания. По расчётам ЦКБ «Айсберг», автономность корабля проекта 10510 составит восемь месяцев, ледопроходимость — до 4,3 м. Стоимость одного атомохода Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) оценивает в 70 млрд рублей.