Главное
Экономика, 12 февраля, 09:30

Комсомольский вкус из детства

Александр Жорник готовит экспансию кваса в Хабаровск

Комсомольский вкус из детства
Пробуешь иной раз какой-то продукт и понимаешь: вкус как в детстве. Редкие в наши дни ощущения. Собственно говоря, в том числе из-за них комсомольчанин Александр Жорник подставил когда-то свое плечо умирающему производству, которое сегодня делает лимонады и квас того самого вкуса.

О том, как удалось сохранить производство на комсомольском «Горпищекомбинате», Александр рассказал ИА «Хабаровский край сегодня».

В начале была бутылка


Свой бизнес Александр Жорник начал прозаично – с торгового ларька. Сам стоял за прилавком, продавал всё, что имело спрос.
- Это был 1994 год, - вспоминает предприниматель. - Постепенно мы с компаньоном наращивали обороты и начали задумываться о том, чтобы заняться чем-нибудь кроме простой торговли.

Всё гениальное, как известно, просто. А всё новое – забытое старое. В советское время у каждого была возможность собрать бутылки, принести их в пункт приёма стеклотары и получить вполне приличные деньги. Александр обратил внимание, что на тот исторический момент сфера вторичного сбора оборотной бутылки сильно деградировала. В начале 2000-х ему удалось её возродить, поскольку спрос был, а предложение он взял на себя.
- Мы создали сеть приемных пунктов и полностью закрыли потребность местных производителей в стеклотаре, вышли на региональный рынок, а дальше – и до Санкт-Петербурга дошли, - говорит Жорник.
Квас круглый год

Среди предприятий Комсомольска, на которые Александр поставлял оборотную бутылку, был и «Горпищекомбинат», постепенно приходивший в упадок. Его активы бизнесмен приобрёл в 2011 году. И на сегодняшний день ему удалось модернизировать 90 процентов производительных мощностей, заменив всё устаревшее оборудование. Теперь это современный высокотехнологичный цех по производству безалкогольных напитков – лимонадов и кваса. удалось не только сохранить большую часть производства лимонадов и кваса живого брожения, но и трудовой коллектив – практически все 25 человек, работающие сейчас на заводе, - это хранители его многолетних традиций и рецептуры. 

2016-12-21 16-05-21.JPG
- В переходный момент мы не допустили, чтобы продукция исчезла с прилавков. На стадии банкротства взяли цех в аренду и не позволили закрыть производство, - рассказывает Александр Жорник. – Постепенно ввели новую линейку продукции. В первую очередь это квас живого брожения в ПЭТ-таре. Да, бочки на колёсах ушли в прошлое, теперь всё лето мы разливаем его в кеги. Но, чего никогда ещё не было в Комсомольске, так это зимний квас. Боялись, предполагая, что в морозы хочется больше горячего чая, а не холодного кваса. Но рискнули и не прогадали – оказалось, зимой по квасу скучают очень многие.

Сейчас «ГПК» выпускает десять наименований в стекле: «Байкал», «Тархун», «Барбарис», «Буратино» и другие, незабвенные вкусы. Рецептуре не изменяют, все ингредиенты российские, без компромиссов по качеству и с богатой географией. Сахар из Краснодара, экстракты для «Байкала» из Иркутска, концентрат квасного сусла из Костромы.

- Также у нас представлены и дальневосточные вкусы - шесть наименований «Таёжной серии», - добавляет Александр. – Это «Брусника», «Ежевика» и другие ягоды.

Экология выгодна


Но не все так просто. Предприятие занимается не только производством напитков. «ГПК» ведёт работу по раздельному сбору вторичных ресурсов. Отходов, грубо говоря. Когда-то Александр Жорник не остановился на сборе оборотной бутылки и стекла под переработку. Сегодня это уже раздельный сбор по восьми позициям – картон, пластик, ПВХ, металл и много другое.
- Мы предоставляем эту услугу всем предприятиям абсолютно бесплатно, а некоторым ещё и доплачиваем. Зачем, казалось бы? Таким образом мы стимулируем экологическую сознательность бизнеса. Ведь как в стране происходит? У нас дешевле почему-то заплатить за вывоз отходов на полигон и забыть. Но стекло разлагается тысячу лет, и то не факт. Я считаю, что хоронить отходы – это неправильно, безответственно и расточительно, - убеждён предприниматель. – К тому же для производства напитков это ещё и экономически выгодно. Мы на сто процентов обеспечиваем сами себя вторичной бутылкой и не нуждаемся в новой. Простая арифметика: стоимость вторичной бутылки на 40-50 процентов ниже первичной.

В Комсомольске Александр Жорник вообще известен, как борец за раздельный сбор отходов. Будучи председателем ТСЖ, он первым установил во дворе специальные контейнеры. Собственники МКД поддержали его безоговорочно, лишь увидев цифры. Плата за вывоз в соседнем дворе, который обслуживает УК, в 5-6 раз дороже.
- Сравните, 400 и 37 тысяч рублей в год – всё в пользу раздельного сбора, - говорит бизнесмен. – Нас даже наградили федеральным знаком «Дом образцового содержания» - такой в Комсомольске пока один.

cdcf3a5ed69df1a25c0ced946b5560f3.jpg

Авантюра глубиной 201 метр


Если «Горпищекомбинат» производил до банкротства 15-17 тысяч бутылок лимонада в «высокий» летний сезон, то сейчас наследник его традиций «ГПК» выпускает только за зиму 80 тысяч, а в летние месяцы - до 150-170 штук. То есть в десять раз больше.

Рынок сбыта также широк – от Находки до Николаевска-на-Амуре.
- Снижение издержек и себестоимости – вот что сейчас важно, чтобы держать цену, - убеждён предприниматель. – Мы уже начали работы по газификации предприятия и отважились на очень крупную авантюру – бурение собственной скважины с артезианской водой. Смело могу сказать, что она стала самой глубокой в Комсомольске – 201 метр.

Основное сырье для производства напитков, естественно, вода. До недавнего времени «ГПК» использовало фильтрованную водопроводную. Платили за неё, конечно, городскому «Водоканалу», который теперь, по словам бизнесмена, обижен на предприятие.
- Собственная скважина - это действительно была авантюра, потому что стоит бурение очень дорого, а результат не гарантирован. Несмотря на расчёты и исследования, можно так и не нарваться на водоносную линзу. Но кто не рискует – не пьёт артезианскую воду.

На бурение скважины предприниматель получил льготный кредит в размере 3 млн рублей в Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, а также субсидию 600 тысяч рублей из городского бюджета Комсомольска-на-Амуре.

Качество воды из скважины уже подтверждено лабораторией центра стандартизации и Роспотребнадзором. Показатели подтверждают, что попали, куда нужно. Осталось только получить лицензию и начать использовать чистейшую воду в производстве напитков. К тому Александр Жорник планирует реализовывать её в розлив, чтобы горожане приезжали и набирали её в тару, конечно же, вторичную. А летом «ГПК» готовит серьёзную экспансию кваса в Хабаровск.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме