Чему учат в художественных школах? Рисовать. А в студии искусств Алексея Бабурова в Хабаровске, перво-наперво предлагают отложить планшет в сторону и начать фантазировать.
Интеллектуальный фаст-фуд
Студию своим именем известный ювелир, чьи произведения находятся в коллекции Эрмитажа, назвал не случайно. Это, по его мнению, является гарантией, что детей здесь будут действительно качественно и ответственно учить искусствам.
Занимаются дети в мастерской, которую Алексей делит со своей женой. Инна Ткачева -тоже талантливый ювелир, первая на Дальнем Востоке женщина, чье произведение недавно пополнило эрмитажное собрание.
Мастерская – это особая атмосфера. Собственно, студию они открыли для двоих своих дочерей, когда старшая Полина пошла в первый класс. Подтянулись друзья – знакомые, студенты и взрослые. В итоге набралось полсотни человек. Так что теперь в учениках рисования люди от пяти до 45 лет.
Детей приводят, как правило, родители. Хотят, чтобы ребенок рисовал для общего развития.
- Начинаем с того, что объясняем, как правильно держать карандаш и стоять у мольберта, - рассказал Алексей Бабуров ИА «Хабаровский край сегодня». – Когда мне говорят, что это неудобно, я говорю, что удобнее всего лежать на диване и смотреть мультики. Рисование – это не развлечение, а труд.
В программе студии - графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, полимерная керамика. И, конечно, знакомство с мировой живописью, биографиями знаменитых художников. Занятие длится полтора – два часа. Пять дней в неделю.
- Мы развиваем творческое мышление, - говорит Алексей Бабуров. - Заставляем думать, фантазировать. К сожалению, наши дети постепенно превращаются в примитивных потребителей. Они ничего не умеют делать руками. В моем детстве мы сами себя занимали, строгали из дерева автоматы, делали что-то из бумаги. Теперь мозг отдыхает с детских лет.
Алексея как отца и художника удручает, что дети с помощью гаджетов получают готовые решения. У них нет наблюдательности, отсутствует фантазия. Ощущение, что, выходя из дома, они закрывают повязкой глаза. В любой ситуации все взоры устремлены на экран. Они не смотрят по сторонам. И выходит, что у них работает один палец, которым они пользуются, листая свои гаджеты.
Наблюдательность, способность думать и анализировать вытеснил интеллектуальный фаст-фуд.
Какое небо голубое
Инна, закончившая академию госслужбы, признается, что никогда не рисовала, пока не встретила Алексея. Хотя всегда хотела заниматься творчеством. Теперь она с удовольствием учит этому детей, начиная с азов.
- Спрашиваю, какого цвета дерево? – делится своими наблюдениями Инна Ткачева. – Отвечают - коричневого. Почему коричневого–то, недоумеваю я? А небо? Голубое. А ведь на нем – десятки оттенков. Вопрос про закат вообще ставит в тупик. Дети просто никогда его не наблюдали. А ночное небо? Черное, убеждены дети. На самом деле, очень разное. Когда я хожу гулять с детьми, мы рассматриваем листочки, кору деревьев, птиц.
Дети испытывают восторг, когда они что-то делают своими руками. Нарисовали натюрморт, хочется унести домой, показать. Игрушки, которые они сотворили, становятся любимыми. И не важно, что они из папье-маше, ткани или проволоки. В студии мастерят воздушные шары, усаживая в корзину зверей и кукол. Плетут паучков из бисера и бусин, гусениц делают из носков. Откуда Инна сама знает, как это делается? Говорит, мама рукодельница научила ее шить и вязать.
Своих дочерей, а им сейчас семь и одиннадцать лет, чуть ли не с младенчества приучает брать в руки иголку с ниткой и ножницы.
Инна искренне не понимает, почему многие родители не делают со своим ребенком самые простые вещи - хотя бы завязывать шнурки. А зачем, искренне недоумевают взрослые? Кроссовки же есть на липучках!
На листе белой бумаги ищут себя и взрослые, состоявшиеся люди, которым чего-то не хватает в жизни. Признаются, что с детства хотели рисовать, теперь дети выросли, появилось время.
Погружаясь в неведомый им мир, они получают удовольствие, обнаруживают в себе способности, которых раньше не замечали. Ведь творческий человек неординарен во всем, что он делает, - в отношениях, в бизнесе, в своих увлечениях. Соединяя цвета на бумаге и холсте, взрослые понимают, как сочетать их в одежде, в обустройстве своей квартиры.
За пять лет Инна на занятиях ни разу не повторилась. Всякий раз – это новая тема, другое задание. Именно поэтому после занятий дети не хотят уходить из мастерской. Некоторые из них ходят сюда со дня основания студии, и им не скучно. Инна замечает, как растут ее воспитанники. И даже не в том смысле, что они преуспели в рисунке, скорее в общем развитии.
А девятилетняя Таисия Шупакова уверена, что именно благодаря рисованию она стала лучше играть на своей любимой скрипке и даже вышла в победители всероссийского конкурса, который проводится при поддержке благотворительного фонда Владимира Спивакова. В следующем году девочка по приглашению маэстро поедет играть в Москву.