По-настоящему
На осуществление замысла режиссера ей понадобилось почти десять метров белоснежного атласа и шифона, из которого Яне сшили платье. Именно в таком наряде предстала она перед зрителем в спектакле «Записки княгини Волконской». Красивая, умная и богатая, она была завидной невестой. Замуж княгиня вышла по большой любви. И когда ее мужа, декабриста сослали в Сибирь, она последовала за ним.
- Это дипломная работа нашей студентки режиссерского факультета, - рассказывает Яна Дзюнковская ИА «Хабаровский край сегодня». - Она и пригласила меня в свой спектакль. Я, конечно, согласилась, но, когда узнала, что он задуман как моноспектакль, я одна на сцене, и мне час держать зал, испугалась. Но было интересно разобраться, что же это за женщина? Как она должна была поступить – остаться с маленьким сыном в Санкт-Петербурге в привычном ей мире или поехать за мужем-каторжанином? Некоторое время я сомневалась, но потом поняла, что мужу она была нужнее. Эту сильную личность я и играю. К концу спектакля меняется образ, даже костюм.
Два года назад этот спектакль возили в Ярославль на фестиваль «Будущее театральной России», он получил очень одобрительную критику.
Мечта создать свой студенческий театр, на который мог бы прийти зритель с «улицы», в институте была всегда.

- Когда в зале сидят свои, мамы и папы, сочувствующие, это никакого отношения к настоящему театру не имеет, - говорит заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства Хабаровского института искусств и культуры, художественный руководитель краевого музыкального театра Сергей Листопадов. – К тому же, артист растет в повторах - это суть профессии. Мы сейчас играем спектакль не однажды, а несколько раз в месяц. По мере того, как актер вживается в роль, у него есть возможность что-то корректировать, менять, учитывая реакцию зрителей.
Конечно, были попытки ввести студентов в действующие спектакли в том же ТЮЗе. Но это происходило стихийно. Постояли на сцене, подышали ее воздухом и разошлись. С появлением собственного театра все стало по-другому. Три курса уже прошли через свою сценическую площадку. Каждую субботу в шесть вечера они играют на малой сцене театра драмы. Репетиции, декорации, костюмы, грим. Все по- настоящему.
Правда, сложность существования учебного театра в том, что, что спектакли живут недолго. Они уходят вместе со студентами. Репертуар постоянно обновляется.
Лиса и виноград
Как рождаются спектакли? Иногда из простого учебного упражнения, когда с помощью мимики и жестов нужно сделать небольшой этюд - создать характер и какое-то время просуществовать в нем. Иногда получается забавная картинка. Но чаще всего начинающие режиссеры ставят классику или современную драматургию. Большие авторитеты студентов не смущают. И это преподавателей, как они сами признаются, откровенно радует.

Студент четвертого курса Александр Федотов – Эзоп в спектакле по одноименной пьесе Гильерме Фигейредо. Прежде чем начать репетировать, он стал вживаться в роль, стал читать, каким же был баснописец и почему у пьесы подзаголовок – «Лиса и виноград».
- За шестьсот лет до нашей эры людей, оказывается, волновали те же проблемы, что и сейчас, - морали, нравственности,- признался Александр Федотов. – Они, как и мы теперь, часто оказывались перед выбором между свободой и рабством. В другом времени, в других обстоятельствах. И баснописец своим особым языком говорил людям правду о них. Просто эту правду кто-то принимал, а кто-то ополчался на него.
Александр говорит, что, когда играет, он не видит зрителей, их лица, но в социальных сетях прочитал отзывы, пишут было интересно.
Дайте волю!
- В последнее время студенты приходят более начитанные, серьезные и вдумчивые, - замечает Сергей Листопадов. – Они понимают, чего хотят. Был период, когда в профессию шли люди, не имеющие никакого представления о театре. Они просто хотели, чтобы их узнавали на улице.
Педагог убежден, что студентов, конечно, надо учить, но давать им больше воли. Пусть пробуют, экспериментируют, ошибаются, но растут. Потому что в творческой профессии есть только два состояния: быть или не быть.
- Что для меня по-настоящему ценно в студенческих спектаклях, так это трепетное отношение актеров к тому, что они делают, - говорит Сергей Листопадов. - На профессиональных подмостках этого подчас не хватает зрителю. Все ровно, гладко, но ничего не трогает. Молодежные спектакли полны эмоций, искренности, настоящих чувств. На это просто нельзя не откликаться. И это, похоже, нравится зрителям.