Работа известнейшего голландского живописца, офортиста и рисовальщика «золотого века» Рембрандта Харменса ван Рейна была представлена посетителям художественного музея во время «Беседы об искусстве», что бывает очень редко, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Портрет-эмоция
В ту пору в Голландии не было понятия «автопортрет». Поэтому офорты назывались «Портреты Рембрандта, писанные им самим». Но это были не чисто портреты, а так называемые «трони». Это понятие предполагает изображение человека в непривычном виде.
Рембрандт демонстрировал не столько своё лицо, сколько себя в каких-то эмоциях или непривычном состоянии. Также художник изображал себя в необычных нарядах – к примеру, персидского шаха. Рембрандта интересовало не физическое сходство с оригиналом, а эмоциональное, поэтому он то хмурился, то смеялся, то сердился. Мастер мгновенно улавливал особенность своего лица, как оно выглядит в каждый из моментов и тут же переносил эмоцию в офорт. Он процарапывал иглой по покрывающему доску слою жира, предварительно нанесенному на металл, затем рисунок протравливал кислотами и заполнял краской, после чего с доски делал оттиск на бумаге.
На офорте, что хранится в Дальневосточном художественном музее, мастер изображает себя задумчивым, даже опечаленным. Гравюра имеет название «Рембрандт в надвинутой на лоб шапке». Он пишет себя незадолго до отъезда в Амстердам, где будет писать автопортреты иного типа.
Но уже в Лейдене, в первых работах, проявляется то, что увидит зритель позже в других картинах. В таком маленьком клочочке бумаги художник изображает смешного молодого человека, с растрепанными волосами, не окружая его фоном либо другими деталями, наводящими на мысль о происходящем. Здесь полно воздуха.
Кстати
Офорт был передан художественному музею Эрмитажем в 1931 году. В то время достаточно много произведений великих художников были присланы в Хабаровск из коллекций самых известных музеев России. Полотна стали в дальнейшем основой Дальневосточного художественного музея.
Комментарий искусствоведа, зав. отделом западноевропейского искусства Дальневосточного художественного музея Анастасии Берковской.
- Рембрандт был исключительно внимателен к миру, человеку, к проявлениям своей собственной личности. За свою жизнь он создал около ста автопортретов — картин, гравюр и рисунков. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались. На одном из первых изображен 22-летний растрёпанный юноша с пытливым лицом. Другой портрет того же года более официален. В автопортрете 1640 года Рембрандт изобразил себя в наряде XVI века, подчеркнув свою духовную близость с великими предшественниками эпохи Высокого Возрождения.
После Рембрандта сам термин «офорт» определяется в первую очередь исходя из его практики и его результатов. Рембрандт был исключительным художником XVII века, но остался не понятым многими современниками. Следующие поколения предали почти полному забвению его искусство. Лишь в XIX веке Рембрандт был вновь открыт. Открытие творческой манеры великого голландца, по мнению некоторых современных исследователей, стало одним из факторов влияния на возникновение таких художественных направлений, как импрессионизм и экспрессионизм.