По признанию самого режиссёра, он с удовольствием принял предложение директора театра Алексея Туркалова. Эта тема Калмыкова, историка по образованию, сразу зацепила.
- Я, конечно, слышал о Муравьёве-Амурском и раньше, но по-настоящему оценил эту уникальную фигуру уже здесь и искренне увлёкся биографией Николая Николаевича, - рассказывал Александр Калмыков в беседе с корреспондентом ИА «Хабаровский край сегодня». - Ради этого готов по несколько месяцев жить в Хабаровске, в гостинице, «наслаждаться» мошкарой, которая неожиданно появилась в сентябре... Но я - рабочая лошадка, и никакие трудности меня не пугают. Тем более, здесь хороший театр, и с труппой у меня полное взаимопонимание. Но главное — сама тема. Что скрывать, нынешняя молодёжь практически ничего не знает о Муравьёве-Амурском. Поэтому в данном случае театр воспринимаю как трибуну (как бы громко это ни звучало), с которой мы расскажем людям об этой исторической личности.
- Александр Дмитриевич, слышал, что Хабаровский край для вашей семьи не чужой и в детстве вы даже здесь жили.
— Было дело. Речь идёт о середине 1950-х годов. У меня потом долго хранился значок, выпущенный к 100-летию Хабаровска. Как мы оказались на Дальнем Востоке? Мой отец Дмитрий Иосифович был приглашён в Хабаровск на работу. Вначале он возглавлял ТЮЗ, а потом стал директором филармонии. Кстати, папа учился вместе с впоследствии знаменитым актёром Михаилом Ульяновым в вахтанговском училище, которое во время войны базировалось в Омске.
Когда наша семья переехала на берега Амура, сюда стал, наконец, летать самолёт Ту-104. Помню, город посетила тогдашний министр культуры РСФСР Татьяна Зуева. Это был один из первых визитов столичных чиновников сюда — на поездах ведь особо не наездишься. Так вот, Татьяна Михайловна побывала тогда во многих уголках Хабаровского края. Кроме всего прочего, министру понравился Театр юного зрителя. Зуева отметила работу отца, и его тут же повысили до директора филармонии.
Папа, используя опять же самолёт, стал приглашать в Хабаровск знаменитых актёров, певцов, музыкантов. Здесь побывали Эдди Рознер, Кирилл Кондрашин, Лев Миров и Марк Новицкий, Мария Миронова и Александр Менакер... Это были события для города. А что уж говорить о приезде легендарной певицы Лидии Руслановой, которая незадолго до этого освободилась из мест лишения свободы? Для неё это были, по сути, первые гастроли. Отец встретил её очень тепло, сопровождал всюду. «Лидия Андреевна, - сказал как-то он, — у нас тут столько деликатесов: красная и чёрная икра, рыба. Скажите, чем вас угостить?». «Сынок, - ответила гениальная певица, — я хочу печёной картошки». И они разожгли костёр прямо во дворе филармонии и там пекли картошку.
Спустя 60 лет я, хотя и не без труда, разыскал этот дворик (в 1950-х годах филармония размещалась в здании колледжа искусств), побывал и в доме на улице Карла Маркса, где мы тогда жили. Ностальгия! Как выяснилось в разговоре с Калмыковым, его дед тоже знаком с Дальним Востоком. Более того, он принимал участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре.
- Герой Гражданской войны, по профессии печник, дед хорошо пел, и его регулярно приглашали блеснуть талантом на сцене музыкального театра и в церкви, - продолжает Александр Калмыков. - А ещё дедушка был среди первопроходцев, которые на теплоходе «Христофор Колумб» высадились в 1932 году в Комсомольске-на-Амуре и принимали активное участие в строительстве города Юности.
- Вернёмся к Хабаровску 1950-х. Судя по всему, у вашего отца карьера здесь складывалась хорошо. Почему же задержались в городе всего на несколько лет?
- У папы начались проблемы со здоровьем, и врачи ему посоветовали сменить климат. Хотя родителям действительно в Хабаровске нравилось (мама тоже была при деле: являлась замдиректора местного филиала Росгосстраха). Поэтому родители с сожалением покидали эти места. Мы уехали в Тюмень, где я в своё время родился. Отец работал в театре, а потом начал писать книги и даже был принят в Союз писателей СССР. Тогда Калмыков-старший решил оставить хлопотную должность директора театра и возглавил цирк. Работы, правда, меньше не стало, и он даже забросил писательскую деятельность. Зато создал первый в мире цирк на воде и на льду. А чуть позже открылся цирк в Туле, куда отца сразу же пригласили. Там он проработал 20 лет, до самой смерти. Именно в тульском цирке свою карьеру начал и я.
- Но ведь вначале вы окончили исторический факультет Тульского государственного университета…
- Историей был увлечён с детства, университет окончил с отличием. Но так вышло, что в школе поработал только на практике. Хотя годы учёбы не прошли даром: всю жизнь готовлю исторические проекты, ставлю спектакли. Позже окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, а затем там же аспирантуру. Тема моей диссертации была «Драматургия циркового произведения». Приглашали остаться в Москве, но я вернулся в Тулу, в цирк отца, который тогда считался одним из лучших в стране, и стал там директором и главным режиссёром. У меня там и балет был, и лазерное шоу. Признаюсь, меня цирк больше интересовал как место, где можно ставить спектакли. Таких постановок в Туле сделал порядка тридцати. Даже «Доктора Фауста» поставил. Много дури было в голове (улыбается).
А потом тогдашний министр культуры СССР Василий Захаров всё же уговорил меня перебраться в столицу, во Всероссийское объединение «Союзгосцирк». Позже стал генеральным директором «Росгосцирка». Параллельно был связан с телевидением и театральными постановками на радио. Но всё же большую часть жизни посвятил именно цирку по всему миру. В последнее время в основном занимаюсь созданием больших праздников и шоу. Занятость большая. Но, как видите, нашёл время для того, чтобы поработать в Хабаровске. Уж больно тема интересная!