Режиссёр Вадим Гогольков: Грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая

Незаурядный человек всегда идет своим путём, ломая традиционные представления о возможностях творчества. Вадим Гогольков в свое время создал в Хабаровске единственный на всем Дальнем Востоке театр пантомимы и остался ему верен. Преданность своему делу и высочайший профессионализм вызывает бесконечное уважение. 

На днях художественному руководителю «Триады» вручили губернаторскую награду за вклад в развитие театрального искусства.  С режиссером прославленного театра встретился корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня»
Жизнь – дар или наказание?

Признается, что в своем почтенном возрасте, а Вадиму Сергеевичу в прошлом году исполнилось 75 лет, он понял, что жить надо не торопясь, медленно, со вкусом. Пить ее глотками, как драгоценный напиток.

Много читать, погружаясь в тишину, задавать себе вопросы, которые только на первый взгляд кажутся простыми. В самом деле, что такое жизнь и что есть смерть? В чем смысл бытия и как понять замысел Всевышнего о тебе? Жизнь одному дается как дар, а другому - как наказание? Но зачем? И что должен понять человек, которому посылаются тяжелые испытания?
Поразмышлять на эти темы, очень личные, режиссер предлагает и всем нам, понимая, что каждый ответит на них по-своему. Вадим Гогольков вместе с французским драматургом Эриком-Эмманюэлем Шмиттом в спектакле «Оскар и Розовая Дама» адресует их мальчику, который смертельно болен. 
Час его близок, и значит, наступает время предельной честности и откровенности. Вадим Гогольков говорит, что получилась светлая, невероятно искренняя история о маленькой жизни и большой любви, о вере в письмах к Богу.
ЭксклюзивКультура
Светлана Литвищенко 45 лет работает в Хабаровском музыкальном театре
03 июня 2024, 10:00 0

Театральные эксперты особо отметили эту работу театра и режиссера, заслуженного артиста России Вадима Гоголькова. Он мог уйти в слезливую мелодраму, а рассказал историю, вызывающую бесконечное уважение к ребенку, который до конца борется с посланным ему недугом. 

Одна из зрительниц после спектакля написала: «Спасибо за то, что вы заставили меня плакать». Это ведь надо суметь так растрогать современного человека, который в водовороте жизни ничего не видит, не слышит, а порой уже и не чувствует!
Прописывая свои священные заповеди, театр на вопрос, какую цель он ставит, сам же и отвечает: рассмешить, опечалить, взволновать. Иногда вот вызвать очищающие душу слезы. 
К слову, по поводу того, на чем зиждется театр, возникает еще одна триада: талант, труд, творчество. А творится сценическое воплощение опять же триединством: режиссером, артистом, зрителем. Без зрителя ничего не может состояться. 
Вадим Гогольков и сам предстает в трех лицах – режиссер, художественный руководитель, директор. Вот что значит «Триада».

Токарь, который пел в опере

Он родился в поселке Бон Амурской области. В тех местах по речке сплавляли лес, и стояли боновые заграждения, отсюда название. Вадим учился в начальной школе, а отец мальчика работал там учителем.

- Представьте, четыре класса учатся одновременно, - вспоминает Вадим Гогольков. – За одной партой сидят ученики первого класса и третьего, за следующей – второго и четвертого. Отец учил детей писать, читать, считать, а кого-то - уже умножать.
ЭксклюзивКультура
Он сразу увидел в ней Любу, главную героиню спектакля
27 марта 2024, 09:00 0

Когда Вадиму было года четыре, родители купили гармошку, и он быстро научился на ней играть. Говорит, это были первые музыкальные опыты, которые научили его чувствовать музыку, объяснять композиторам, что именно ему нужно для спектакля. 

Вспоминает, что вокруг поселка было много озер, которые зимой при сильных морозах вымерзали изнутри, образовывалась пустота. Мальчишки забирались внутрь и путешествовали по озеру подо льдом. Необычные картины будили воображение.
Поле школы Вадим оставался в раздумьях, чему ему учиться дальше. Старший брат, который успел отслужить в армии и поступить в университет во Владивостоке, посоветовал, дескать, тут у нас открылся Институт искусств, там на артистов учат, а ты на гармошке играешь, давай сюда. 
Вадим выучил рассказ Чехова «Сапоги» и поехал поступать. Он очень старался, но его не приняли. Возвращаться домой не хотелось, и парень устроился в Хабаровске на «Дальэнергомаш» учеником токаря. Скоро дорос до токаря, но не перестал мечтать стать артистом. 
Через год парень опять отправился во Владивосток, и его опять не оказалось в числе студентов. Не тот типаж! В то время в артисты набирали ребят высоких, статных.
И тут в Хабаровске открылся институт культуры, и Вадим Гогольков увидел в том знак судьбы. Еще будучи студентом, он начал выступать как мим-одиночка. Ему интересна была пластика с ее безграничными выразительными возможностями. 
И в этом смысле ему очень понятно творчество знаменитого клоуна-мима Леонида Енгибарова, который говорил: «Мир пантомимы полон звуков и красок. Он гремит, звонко поет и тихо шепчет слова любви». Но грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая: чуть влево - не смешно, чуть вправо – пошло и примитивно, поэтому идешь буквально по лезвию бритвы. 
С этим ощущением предельной точности и остроты артисты и живут на сцене.
Вадим Гогольков считает, что любой артист должен быть пластичным, владеть своим телом, а еще голосом. Провидение, но токарь Вадим Гогольков по вечерам пел в театре при их заводе оперу. Помнит, как яростно он исполнял партию Стаховича в «Молодой гвардии», когда того начинают обвинять в предательстве: «Нет, это неправда!».
После института его отправили в Комсомольск-на-Амуре вдохнуть жизнь в Дом молодежи. Он организовал там театр «Слова и Пантомимы», а через год туда же, но только в кукольный театр, распределили Татьяну, они вместе учились в институте, но не замечали друг друга. А тут наконец увидели. 
Спустя время они поженились, и уже почти полвека вместе. Татьяна Михайловна - заслуженная артистка России, всю жизнь служит в ТЮЗЕ. Талантливая актриса, красивая женщина, родной человек, с которым можно много говорить или просто молчать и все понимать.

Старик ушёл, а рыба осталась

Уже в Хабаровске Вадим Гогольков преподавал в родном институте, возглавлял народный театр пантомимы, который стал профессиональным, - той самой «Триадой», которую любит зритель. 

Он идет сюда в поисках смысла и серьезного понимания классики, погружения в особенное пространство творчества, игры, гармонии и парадоксов, как способа постижения мира. 
ЭксклюзивКультура
Художник считает, что не в золотом колечке счастье
28 марта 2023, 12:00 0


Язык мимики и жестов, которыми можно передать все чувства, понятен людям разных стран, актеры «Триады» четыре раза были в Японии, в ФРГ, в Китае. Их легендарный спектакль «Старик и море», поразивший японских зрителей, теперь уже не идет, но в фойе остался остов той самой рыбы.
Вадиму Гоголькову за долгую творческую жизнь пришлось пережить многое – и счастье творчества, настоящих удач, истинного успеха, и состояние, когда казалось, что мир рушится. 
Он помнит время, когда их стали выселять из родного дома. И уже в бесконечных судебных инстанциях решалось, может ли муниципальный театр находиться в здании, которое принадлежит другому ведомству - федеральному. Оказывается, может. 

И уже не на сцене, а в жизни разыгрывалась трагедия предательства, отчаяния и одиночества. Вадим Гогольков признается, что до сих пор не знает, как он все это пережил.

- Сейчас у нас замечательный коллектив, я даю своим артистам ставить спектакли, - говорит Вадим Гогольков. – Кто-то из них должен продолжить мое дело. Радуюсь свежести их мысли. Артисты что-то придумывают, импровизируют, они такие же молодые, как были много лет назад. Театр – это не про возраст, а про состояние души.
Он любит повторять, что люди приходят в театр по одному, а выходят все вместе. Ему приятно видеть это просветление на лицах зрителей, которые в очередной раз пережили сильные чувства и эмоции. 
Да, они вернутся в свой привычный почти механический мир бесконечной суеты, где некогда думать, общаться, чувствовать, замечать тех, кто рядом. Но чувство возвращения хотя бы ненадолго к себе настоящему, способному сочувствовать и сострадать, останется. 
И человеку захочется испытать его вновь и вновь. Зритель ждет чуда преображения, и оно происходит всякий раз, когда он приходит в театр. Наверное, потому в «Триаде» нет свободных мест. 
Режиссёр Вадим Гогольков: Грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая
Автор:
Режиссёр Вадим Гогольков: Грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая

Художественный руководитель хабаровского театра «Триада» рассказал о том, как ему удаётся удержаться на острие времени

Режиссёр Вадим Гогольков: Грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая
Культура, 02 апреля, 10:15

Режиссёр Вадим Гогольков: Грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая

Художественный руководитель хабаровского театра «Триада» рассказал о том, как ему удаётся удержаться на острие времени

Режиссёр Вадим Гогольков: Грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая
Фото: Дарья Марьенко

Незаурядный человек всегда идет своим путём, ломая традиционные представления о возможностях творчества. Вадим Гогольков в свое время создал в Хабаровске единственный на всем Дальнем Востоке театр пантомимы и остался ему верен. Преданность своему делу и высочайший профессионализм вызывает бесконечное уважение. 

На днях художественному руководителю «Триады» вручили губернаторскую награду за вклад в развитие театрального искусства.  С режиссером прославленного театра встретился корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня»
Жизнь – дар или наказание?

Признается, что в своем почтенном возрасте, а Вадиму Сергеевичу в прошлом году исполнилось 75 лет, он понял, что жить надо не торопясь, медленно, со вкусом. Пить ее глотками, как драгоценный напиток.

Много читать, погружаясь в тишину, задавать себе вопросы, которые только на первый взгляд кажутся простыми. В самом деле, что такое жизнь и что есть смерть? В чем смысл бытия и как понять замысел Всевышнего о тебе? Жизнь одному дается как дар, а другому - как наказание? Но зачем? И что должен понять человек, которому посылаются тяжелые испытания?
Поразмышлять на эти темы, очень личные, режиссер предлагает и всем нам, понимая, что каждый ответит на них по-своему. Вадим Гогольков вместе с французским драматургом Эриком-Эмманюэлем Шмиттом в спектакле «Оскар и Розовая Дама» адресует их мальчику, который смертельно болен. 
Час его близок, и значит, наступает время предельной честности и откровенности. Вадим Гогольков говорит, что получилась светлая, невероятно искренняя история о маленькой жизни и большой любви, о вере в письмах к Богу.
ЭксклюзивКультура
Светлана Литвищенко 45 лет работает в Хабаровском музыкальном театре
03 июня 2024, 10:00 0

Театральные эксперты особо отметили эту работу театра и режиссера, заслуженного артиста России Вадима Гоголькова. Он мог уйти в слезливую мелодраму, а рассказал историю, вызывающую бесконечное уважение к ребенку, который до конца борется с посланным ему недугом. 

Одна из зрительниц после спектакля написала: «Спасибо за то, что вы заставили меня плакать». Это ведь надо суметь так растрогать современного человека, который в водовороте жизни ничего не видит, не слышит, а порой уже и не чувствует!
Прописывая свои священные заповеди, театр на вопрос, какую цель он ставит, сам же и отвечает: рассмешить, опечалить, взволновать. Иногда вот вызвать очищающие душу слезы. 
К слову, по поводу того, на чем зиждется театр, возникает еще одна триада: талант, труд, творчество. А творится сценическое воплощение опять же триединством: режиссером, артистом, зрителем. Без зрителя ничего не может состояться. 
Вадим Гогольков и сам предстает в трех лицах – режиссер, художественный руководитель, директор. Вот что значит «Триада».

Токарь, который пел в опере

Он родился в поселке Бон Амурской области. В тех местах по речке сплавляли лес, и стояли боновые заграждения, отсюда название. Вадим учился в начальной школе, а отец мальчика работал там учителем.

- Представьте, четыре класса учатся одновременно, - вспоминает Вадим Гогольков. – За одной партой сидят ученики первого класса и третьего, за следующей – второго и четвертого. Отец учил детей писать, читать, считать, а кого-то - уже умножать.
ЭксклюзивКультура
Он сразу увидел в ней Любу, главную героиню спектакля
27 марта 2024, 09:00 0

Когда Вадиму было года четыре, родители купили гармошку, и он быстро научился на ней играть. Говорит, это были первые музыкальные опыты, которые научили его чувствовать музыку, объяснять композиторам, что именно ему нужно для спектакля. 

Вспоминает, что вокруг поселка было много озер, которые зимой при сильных морозах вымерзали изнутри, образовывалась пустота. Мальчишки забирались внутрь и путешествовали по озеру подо льдом. Необычные картины будили воображение.
Поле школы Вадим оставался в раздумьях, чему ему учиться дальше. Старший брат, который успел отслужить в армии и поступить в университет во Владивостоке, посоветовал, дескать, тут у нас открылся Институт искусств, там на артистов учат, а ты на гармошке играешь, давай сюда. 
Вадим выучил рассказ Чехова «Сапоги» и поехал поступать. Он очень старался, но его не приняли. Возвращаться домой не хотелось, и парень устроился в Хабаровске на «Дальэнергомаш» учеником токаря. Скоро дорос до токаря, но не перестал мечтать стать артистом. 
Через год парень опять отправился во Владивосток, и его опять не оказалось в числе студентов. Не тот типаж! В то время в артисты набирали ребят высоких, статных.
И тут в Хабаровске открылся институт культуры, и Вадим Гогольков увидел в том знак судьбы. Еще будучи студентом, он начал выступать как мим-одиночка. Ему интересна была пластика с ее безграничными выразительными возможностями. 
И в этом смысле ему очень понятно творчество знаменитого клоуна-мима Леонида Енгибарова, который говорил: «Мир пантомимы полон звуков и красок. Он гремит, звонко поет и тихо шепчет слова любви». Но грань жанра клоунады чрезвычайно тонкая: чуть влево - не смешно, чуть вправо – пошло и примитивно, поэтому идешь буквально по лезвию бритвы. 
С этим ощущением предельной точности и остроты артисты и живут на сцене.
Вадим Гогольков считает, что любой артист должен быть пластичным, владеть своим телом, а еще голосом. Провидение, но токарь Вадим Гогольков по вечерам пел в театре при их заводе оперу. Помнит, как яростно он исполнял партию Стаховича в «Молодой гвардии», когда того начинают обвинять в предательстве: «Нет, это неправда!».
После института его отправили в Комсомольск-на-Амуре вдохнуть жизнь в Дом молодежи. Он организовал там театр «Слова и Пантомимы», а через год туда же, но только в кукольный театр, распределили Татьяну, они вместе учились в институте, но не замечали друг друга. А тут наконец увидели. 
Спустя время они поженились, и уже почти полвека вместе. Татьяна Михайловна - заслуженная артистка России, всю жизнь служит в ТЮЗЕ. Талантливая актриса, красивая женщина, родной человек, с которым можно много говорить или просто молчать и все понимать.

Старик ушёл, а рыба осталась

Уже в Хабаровске Вадим Гогольков преподавал в родном институте, возглавлял народный театр пантомимы, который стал профессиональным, - той самой «Триадой», которую любит зритель. 

Он идет сюда в поисках смысла и серьезного понимания классики, погружения в особенное пространство творчества, игры, гармонии и парадоксов, как способа постижения мира. 
ЭксклюзивКультура
Художник считает, что не в золотом колечке счастье
28 марта 2023, 12:00 0


Язык мимики и жестов, которыми можно передать все чувства, понятен людям разных стран, актеры «Триады» четыре раза были в Японии, в ФРГ, в Китае. Их легендарный спектакль «Старик и море», поразивший японских зрителей, теперь уже не идет, но в фойе остался остов той самой рыбы.
Вадиму Гоголькову за долгую творческую жизнь пришлось пережить многое – и счастье творчества, настоящих удач, истинного успеха, и состояние, когда казалось, что мир рушится. 
Он помнит время, когда их стали выселять из родного дома. И уже в бесконечных судебных инстанциях решалось, может ли муниципальный театр находиться в здании, которое принадлежит другому ведомству - федеральному. Оказывается, может. 

И уже не на сцене, а в жизни разыгрывалась трагедия предательства, отчаяния и одиночества. Вадим Гогольков признается, что до сих пор не знает, как он все это пережил.

- Сейчас у нас замечательный коллектив, я даю своим артистам ставить спектакли, - говорит Вадим Гогольков. – Кто-то из них должен продолжить мое дело. Радуюсь свежести их мысли. Артисты что-то придумывают, импровизируют, они такие же молодые, как были много лет назад. Театр – это не про возраст, а про состояние души.
Он любит повторять, что люди приходят в театр по одному, а выходят все вместе. Ему приятно видеть это просветление на лицах зрителей, которые в очередной раз пережили сильные чувства и эмоции. 
Да, они вернутся в свой привычный почти механический мир бесконечной суеты, где некогда думать, общаться, чувствовать, замечать тех, кто рядом. Но чувство возвращения хотя бы ненадолго к себе настоящему, способному сочувствовать и сострадать, останется. 
И человеку захочется испытать его вновь и вновь. Зритель ждет чуда преображения, и оно происходит всякий раз, когда он приходит в театр. Наверное, потому в «Триаде» нет свободных мест. 
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме