Мхатовская пауза
Громкие возгласы театралов студии доносятся еще из-за двери. Шаг внутрь, - и ты словно попадаешь в другой мир, центром которого служит небольшая сцена. Главные действующие лица на ней – дети и подростки. Однако, как только они начинают исполнять свои роли, сразу забываешь, что самому старшему здесь – 15 лет.
Я застала самый разгар репетиции премьерного спектакля. Место, которое мгновение назад было сценой, преобразилось в маленькую африканскую деревушку. Девочка Тася вдруг стала Йолой, Максим – Банапалом, Милена преобразилась в Энаму - и артисты начали свою историю. На суахили (африканский язык. – Прим. ред.) они рассказывали о своей мирной жизни, танцем и возгласами переживали за судьбу деревушки, которая оказалась на грани исчезновения из-за прихода цивилизации, надеялись на своего вождя Гагарина Ваама.
От завороженного наблюдения за происходящим отвлекали лишь некоторые замечания художественного руководителя: «Сейчас нужна большая мхатовская пауза!», «Ярче работай лицом!», «Не верю!» – то и дело восклицает художественный руководитель Вадим Лихоманов. Идея воплотить на сцене пьесу М. Акимова «Носитель русского», как и все другие спектакли театра, также принадлежит ему.
– Очень важна сейчас, на мой взгляд, тема исчезновения культуры и глобализации материальных и духовных ценностей. В современном мире получается так, что ценности становятся всеобщими, но так не бывает: все люди разные. И очарование мира, как большого лоскутного одеяла, где каждый вносит что-то свое, сейчас размывается, – говорит Вадим Лихоманов.
Нелегкая тема, правда? Особенно если вспомнить, что главные действующие артисты театра – дети. Однако ребята целиком понимают задумку. Не так, как это любят делать взрослые, – путем сложного логического анализа. Нет. Дети пропускают ее через сердце, откликаются душой. Получается искренне, честно. Так, наверное, могут только они.Независимость и её плюсы
Независимый театр-студия «И Т. Д.» появился еще в 2017 году и был частью хабаровского театра драмы. Однако приставка «независимый» появилась у него только после того, как он через полтора года отделился и стал существовать сам по себе. Это событие позволило режиссеру и всей театральной труппе жить по своим правилам: ставить необычные сюжеты, воплощать на сцене как классику, так и работы юных, только начинающих драматургов.
После провозглашения независимости театр получил, пожалуй, одну из главных возможностей: набирать в группы не только самых талантливых детей, но и тех, у которых просто горят глаза.
– Буквально через год занятий ты видишь, как ребенок, который бы точно не прошел какие-нибудь строгие профессиональные пробы, раскрывается. В тренингах он преображается, у него уходит зажим челюсти, он начинает фантазировать, импровизировать. А потом он играет главные роли в тех постановках, которые берут призовые места на всероссийских фестивалях, – говорит директор театра «И Т.Д.» Юлия Колесникова.
В стенах небольшого театрального помещения ребят учат сценической речи, актерскому мастерству, умению выражать свои эмоции. Для каждой постановки детям необходимые разные навыки. Например, сейчас, для «Носителя русского», ребятам нужно обучиться игре на тамтамах – африканских барабанах. Для некоторых других постановок юные артисты впервые брали в руки гитары и укулеле.На этот раз больше всего наград получил Хабаровский театр драмы
20 февраля 2024, 10:30 0
А многие артисты признаются: до тех пор, пока не стали частью труппы, не читали книги, не интересовались литературой. А сейчас даже жизненные сцены воспринимают как небольшой литературный этюд.
– Признаться, раньше я не читал. А если и брал в руки книгу, то делал это неохотно. Но театр научил меня пониманию, научил видеть суть произведений, думать, что и зачем хотел сказать автор, - делится воспитанник театра Илья Аннин. – Сейчас я научился даже больше замечать в людях, лучше их понимать. Это мне доставляет удовольствие.
Воспитанники «И Т.Д.» приходят в студию по разным причинам. Но практически каждый задерживается на долгие годы, находит друзей, а стены театра зовет вторым домом. А многие после знакомства со студией понимают: сцена – это то, с чем они хотят связать всю свою жизнь.
– Сейчас я заканчиваю девятый класс, и когда вырасту, хочу дальше учиться театральному искусству, служить в театре. Возможно, буду сниматься в кино, – смеясь, размышляет артист театра «И Т. Д.» Никита Татарников. – Я понял одну вещь, что на самом деле неважно, в каком театре ты трудишься: в маленьком или большом, в мегаполисе или обычном городе. Куда важней то, кто твой мастер, есть ли на сцене правда.
Никита – один из самых давних участников труппы, за его плечами несколько театральных ролей. Парень вспоминает, что свой путь начал с роли Простофили в одном из новогодних концертов театра. А сейчас Никита играет одну из главных ролей в спектакле «Дурочка».Пока ещё у театра нет постоянного репертуара, но руководители стремятся к его созданию. Вот уже полтора года регулярно играют «Дурочку». Пьеса Ирины Тануниной стала любимой и у артистов, и у зрителей. Именно с этой постановкой театр-студия «И Т. Д.» заняла первое место на пьедестале Всероссийского театрального фестиваля «Исходное событие» в Санкт-Петербурге.
– Почему-то именно этот спектакль мы играем порой два, а то и три раза за месяц. Причем в каждый прогон находим что-то новенькое, какую-то изюминку, благодаря которой спектакль оживает и начинает играть новыми красками, - отмечает Вадим Лихоманов.
В этом подтекстЕсли с независимостью театра после объяснения режиссера все стало понятно, то к названию остаются вопросы. Вадим Лихоманов отметил, что многие считают, будто «И Т. Д.» - это аббревиатура. «И каких только расшифровок не придумывали!» - восклицает Вадим. Однако оказалось, что Максим Горький, как всегда, был прав, отметив, что «Мудрость – в простоте».
- На самом деле, «И Т. Д.» - это «и так далее», вот и всё. Потому что это то, что не имеет конца, не имеет четких границ. У нашей труппы тоже нет рамок. Мы ставим постановки, которые хотим. В этом наш подтекст, в этом недосказанность.
Театральная труппа, благодаря многим желающим присоединиться, постоянно обновляется. Свои спектакли ребята показывают в Москве, Астрахани, Красноярске, Владивостоке. В поездках на театральные фестивали юные артисты всегда занимают призовые места, а по возвращении домой, в Хабаровск, просто продолжают заниматься любимым делом.Вскоре артисты представят на суд зрителя свою большую премьеру – спектакль «Носитель русского». А в планах на этот год еще несколько новинок. Но каких – пока театральный секрет.
Увидеть постановки можно в театре по адресу: Хабаровск, ул. Некрасова, 44, лит. Д.