Главное
Культура, 11 сентября, 20:02

Никита Михалков в Хабаровске определил код русского человека

Хабаровчане смогли увидеть громкую московскую премьеру спектакль «12»

Никита Михалков в Хабаровске определил код русского человека
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

Известный режиссер Никита Михалков в рамках больших гастролей привез в Хабаровск спектакль «12», который два дня шел на сцене Хабаровского краевого музыкального театра. Шел с большим успехом, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

В воскресенье перед очередным представлением Никита Михалков пообщался с журналистами.  

Еще в студенческие годы Никита Михалков поставил спектакль «12» и потом долгие годы к нему не возвращался. Что за эти годы изменилось, почему он вернулся к теме, которая там поднята? Премьера нового спектакля состоялась весной прошлого года на Исторической сцене Большого театра

- Это вообще другой спектакль, когда-то это была американская история, с  американскими героями, именами, их проблемы, - рассказывает Никита Михалков. - То, что происходит на сцене сейчас, – социальный срез нашего общества, в котором из прежней пьесы взята только идея. В спектакле тогда и теперь играет Николай Бурляев. Играет ту же роль, одного из присяжных. Хотя, конечно, совсем не ту. Это спектакль, в котором и те, что сидят в царской ложе, и те, которые на галерке, найдут что-то свое. Это про всех и про каждого.
Потому что это спектакль-размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде. Серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого. Главная его мысль актуальна всегда: закон выше всего, но что делать, когда милосердие выше закона?

ЭксклюзивКультура
Билеты по 5-7 тысяч рублей жители краевой столицы буквально вымели из касс
17 августа 2022, 11:35 0

В спектакле используются возможности театра и кино, Никита Михалков сказал, что ему интересно такое соединение, это дает большие возможности. Как это воспринимает зритель?

- Любые аплодисменты можно инициировать, а вот тишину инициировать нельзя, она или есть, или ее нет,  – говорит Никита Михалков. - Когда я спиной чувствую абсолютную тишину зала, где 800 мест, это воодушевляет.
По его признанию, в последние годы в театре и кино происходит потеря поиска смысла. Режиссеры научились как делать, и не понимают что. Можно научиться механически снимать и монтировать кино, но нельзя заставить зрителя чувствовать и сострадать, если ты сам этого не умеешь. Но, к счастью, остается пока еще божественное желание человека постичь суть вещей, смысла существования твоих героев.
- Один старец сказал гениальную вещь: «Жестокая правда без любви есть ложь» Вы только вдумайтесь в смысл! Любая жестокость, кровь, несправедливость на экране будет неправдой, если ты не любишь своих героев.
 Есть продюсерское кино. Это когда у режиссера нет времени репетировать с актерами, потому что надо снимать. Появилась даже такая поговорка: что получилось, то и хотели. Это, по мнению Никиты Михалкова, самое страшное. Серьезный режиссер должен находить возможность работать с актерами задолго до того, как включаются камеры.

И опять о спектакле. Почему так важно восстановление справедливости, поиск истины, которая, на первый взгляд, никому не нужна. Мальчик, которого судят, сирота, отправят его в тюрьму, никто не будет страдать. Почему так важно, чтобы не свершился неправедный суд?

- Это вечная тема справедливости и несправедливости, - размышляет мэтр. - Если хотите, это часть нашего русского национального кода. Справедливость и сострадание – ключевые вещи для русского человека. Равнодушие и зависть губят его, лишают веры в эту самую справедливость. Мы порой не хотим тратить время на то, что нам не интересно и не выгодно, а мы должны научить себя это делать. Мир удивило, что русские готовы защищать русских, и нас самих тоже это удивило! Да, мы такие! Добросердечие и сострадание – величайшие наши качества. Возможно, из-за нашей огромности мы долго не реагируем на мелкие обиды. Нам бросают вызов, мы не отвечаем, молчим. Это формула русского человека! Но у этого должен быть предел, ибо потом наступает момент, когда начинается такое, что уже не остановить. Что теперь в мире и происходит.
Так что нынешний спектакль о том, что люди  должны оставаться людьми и протягивать руку помощи ближнему  своему и дальнему, как никогда, актуален. 
По теме