Главное
Культура, 09 июня, 12:20

Почему ирландские танцы – танцы для мозгов?

Руководитель школы ирландских танцев в Хабаровске - об особенностях хореографии

Почему ирландские танцы – танцы для мозгов?

Выступление оркестра волынок и барабанов из стран Евросоюза на международном военно-музыкальном фестивале духовых оркестров «Амурские волны» вызвало большой интерес ко всему ирландскому. ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает о традиционных ирландских танцах. 

«Танец дивного народа» – редкость для Хабаровска. Во всём крае всего две школы, в которых могут научить традиционному ирландскому танцу. Лёгкие прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и захлёсты ног, в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. В тонкостях хореографии помогла разобраться руководитель школы ирландского танца Irish Wind (Ирландский ветер) Анастасия Меркурьева.


«Безумные» танцы

История ирландского национального танца отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры, и заканчивая XX веком нашей — переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий. Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Первоначально танец имел обрядовое значение: его исполняли, вознося хвалы священным деревьям и солнцу. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени.

_X1A2982.jpg

Из-за угнетения культуры Ирландии, начавшегося в XVIII веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Они резко осуждались христианской церковью как «безумные» и «приносящие несчастья». Некоторые историки даже считают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце как раз после того, как церковь объявила движения рук непристойными.

На Дальнем Востоке вообще мало школ этого хореографического направления. К примеру, в Хабаровске их всего две, и по одной во Владивостоке и Южно-Сахалинске. Irish Wind Анастасия Меркурьева создала в 2008 году. Тогда она решила сменить своё танцевальное направление и уйти из современных танцев. Сначала в приоритете были народные, но случайность привела именно к «танцу дивного народа».

«Я с детства занималась танцами. И случайно впервые увидела ирландский и моё впечатление было – «О! Я хочу туда! И по сей день мне очень нравится. Непривычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента. Мне нравится, что ирландский танец – это сочетание балета и степа. Даже если нет музыки, ты можешь надеть ботинки и сделать свою музыку», – рассказала Анастасия.

Girls-Three-1-003.jpg

Основной состав «Ирландского ветра» немногочисленный, насчитывает около 20 человек. Они являются частью школы Ceilidh и относятся к самой крупной комиссии по ирландским танцам – An Coimisiun le Rinci Gaelacha. Танцоры выступают не только на различных сценах Хабаровска, но и выезжают на всероссийские и мировые чемпионаты, завоевывая медали.

Танцуй по правилам

Для установления единых правил исполнения танцев, проведения соревнований и судейства, в 1929 году была основана комиссия ирландских танцев. Так, значительно изменилась техника танца. Школы получили возможность использовать большие залы и широкую сцену. Танцоры перестали ограничивать себя в пространстве и движении, что привело к появлению множества новых шагов и прыжков, включая проходы по всей сцене. Окончательно закрепилось правило держать руки строго вдоль тела.

Три главных вида ирландского танца: сольный, кейли и сет. Сольный в основном выступает как зрелище, подготовленное мастерами, или как соревновательный вид. Он требует профессионализма и многих лет опыта. Кейли – это длинные танцы в линию и в кругу. Для кейли характерны прыжки и плотно прижатые к корпусу руки – «руки по швам».
Сет-танцы появились немного спустя после того, как ирландские солдаты, участвовавшие в войнах с Наполеоном, привезли с собой «с материка» кадриль – четыре пары друг напротив друга, образующие квадрат. Кадриль с увеличенным темпом и собственно ирландскими движениями и стала называться сет. Сеты состоят из фигур – движений, выполненных в определенной последовательности. В сете нет прыжков, характерных для степ-танцев, но из-за множества разновидностей шагов он выглядит весьма разнообразно.

Изначально ирландские танцы исполнялись только мужчинами. Когда появился степ, женщинам не доверили и его. Сейчас все смешалось. Важно, что в чемпионатах может принять участие танцор любого уровня, будь то начинающий любитель или профессионал высокого класса.

Что касается музыкального сопровождения, то по словам Анастасии Меркурьевой, исполнять этот танец можно не только под ирландскую музыку, но и под современную.

«Фигурные танцы помогают развить командный дух. В постановочных танцах нет чётких разграничений, можно придумывать всё, что угодно. Каждый находит своё. В спорте, на соревнованиях, важно соблюдение линий, фигур, положение каждого танцора в пространстве относительно другого партнёра. Ирландские танцы – это танцы для мозгов. Сначала надо много думать, а потом делать ногами. Своеобразная математика. Потому что надо, чтобы итоговая фигура получилась ровной», – отметила собеседница.

Галстук в стразах и кучерявый парик

Обычной мужской одеждой для танцев в начале XX века были бриджи или брюки, широкий пояс, высокие гольфы, рубашка. Штаны прижились и стали действительно национальной по популярности одеждой. Широкий пояс танцоров трансформировался в трофей – специальные наградные пояса были гордостью танцоров-мужчин. До конца прошлого века, когда мужчины еще танцевали в килтах, общим предметом мужского и женского танцевального гардероба была шаль или «плащик» (brath). Раньше это был функциональный элемент одежды, прямоугольный кусок ткани, который закреплялся на обоих или на одном плече брошью. В прошлом веке у мужчин-танцоров плащ крепился к пиджакам, сейчас такая мода ушла в прошлое вместе с килтами.

Many-001.jpg

Сейчас на соревнованиях стандартной одеждой для мужчин стали тёмные брюки, цветная рубашка и жилет, некоторые надевают и галстук. Мода на яркие и блестящие наряды добралась до мужских гардеробов лишь в последние годы. Блестящие жилетки и ослепительные галстуки в стразах вовсе не признак дурного вкуса, а дань необходимости выделяться на общем фоне.

Женские платья сначала украшали скромным узором по горловине, шаль расшивали по углам. Ненадолго в моду вошли плащи с капюшонами, но со временем в танцевальных костюмах они укоротились и стали крепиться только на одном плече на мужской манер. Поверх платья со складчатой юбкой стали надевать короткий пиджачок. Потом и они вышли из моды, а на смену пришли накладные воротнички и манжеты на платьях.

Узоры на платьях появлялись в 20-е годы XX века, но их роспись не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть сейчас. Традиционными цветами были зеленый, шафрановый и белый. Красного цвета старались избегать, как напоминающего о красных кафтанах англичан. Сейчас все предпочтения начала прошлого века забыты и ограничений в палитре нет.

Однако в комиссии по ирландским танцам есть отдельное подразделение, которое следит за соблюдением правил, касающихся костюмов. Специалисты следят за тем, чтобы на соревнованиях танцы демонстрировали в лучшем виде. К примеру, девушки танцуют не только в ярко расшитых платьях, но и в довольно скромных, начинающие танцуют в школьных платьях и юбках, более продвинутые танцоры заказывают себе сольные платья, в стразах, бусинах. Важным моментом всегда остаётся длинный рукав и закрытые ключицы, а также юбка не должна быть короче расстояния ладони от колена.

Волосы танцовщицы обязательно должны быть сильно завиты. Это многолетняя традиция, которую беспрекословно соблюдают все танцоры. Так как исполнители ирландских танцев лишены возможности выражать свои эмоции (движение руками запрещены, голова и корпус неподвижны), считается, что взмывающие вверх кудри позволяют хоть немного оживить танец и прибавить кокетства. У танцовщиц на более низких уровнях есть выбор, носить парик или завивать волосы.
Под обувь исполнительницы ирландских танцев надевают белые носки, и это совершенно не случайно, потому что так намного лучше различима мелкая работа ног, движения, которые можно пропустить, если нога будет в чёрном.
Школа ирландского танца Irish Wind вместе Анастасией Меркурьевой стали участниками международного фестиваля военно-духовых оркестров в Хабаровске. Они выступили вместе с кельтским оркестром волынок и барабанов из стран Евросоюза. Руководителю музыкального коллектива, одному из самых известных волынщиков Европы Дэвиду Джонстону настолько понравилась работа танцоров, что он предложил им попробовать сделать совместный номер в следующем году на фестиваль «Спасская башня» в Москве.
IMG_8750.jpg
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме