Главное
Культура, 27 апреля, 10:20

11-летней хабаровской пианистке профессионалы кричат «Браво!»

Алёне Меньковой прочат большое будущее

11-летней хабаровской пианистке профессионалы кричат «Браво!»
Фото: из архива Алены Меньковой
В свои одиннадцать лет Алёна Менькова играет программу консерватории. И так виртуозно и осознанно, что на недавнем Дальневосточном региональном конкурсе юных пианистов ученица детской музыкальной школы №1 Хабаровска получила гран-при, сообщает ИА "Хабаровский край сегодня". Жюри аплодировало девочке стоя.
Алёна впервые села за пианино в три года. Ребенок, как правило, мало что помнит в таком возрасте, а у Алёны этот момент остался в памяти. Наверное, потому, что он определил ее жизнь. В квартире у бабушки стоял инструмент, и она иногда играла. А тут бабушка положила на стул подушки, чтобы маленькой Алёне было удобно, и предложила девочке пройтись по клавишам. Очевидно, бабушка, которая пела в хоре Хабаровского музыкального театра, там же занят был и ее муж, уловила что-то едва уловимое, а может быть, просто почувствовала интерес ребенка к инструменту. Со временем девочка на слух повторяла за ней несложные композиции, и так Алёна оказалась в музыкальной школе.
Девочке было тогда всего пять лет.
Теперь она так поглощена музыкой, что со второго класса оставила обычную школу и перешла на домашнее обучение. Говорит, иначе у нее не останется времени играть на пианино. Поступок взрослого человека! Все предметы она учит самостоятельно, учителя к ней домой не приходят. Домашнее образование этого не предполагает. Кто ей помогает разобраться, к примеру, в математике? Все-таки пятый класс! Говорит, есть учебники, там все понятно написано, а еще Интернет. После каждой четверти сдает всю программу, которую ей полагается пройти. Пока у Алёны это получается, учится она на четверки и пятерки.
Распорядок дня девочка определяет для себя сама. Утром – за стол, делать уроки, а потом целый день музыка. Играет она по три, четыре, а то все пять часов кряду. Понятно, никто ее не заставляет, она так решила сама. Спрашиваю: не устают ли пальцы? Смеется: как могут уставать пальцы, если ты играешь!

А педагог девочки Людмила Сергеевна Шашкина рассказывает, что Алёна на самом деле иногда разбивает пальцы. Порой в зале, где ей приходится выступать, плохая акустика, тогда надо играть ярче, делать такие сильные удары по клавишам, что из-под ногтей появляется кровь. Нормально для взрослого музыканта, но ребенок!
- У меня всегда с собой специальный клей, которым я заклеиваю ранки,- замечает Людмила Сергеевна. - Алёна не ждет, пока подживут пальцы, только пока подсохнет клей. Если она чего-то хочет, будет добиваться изо всех сил, - такой у нее характер! Вижу, что растет она не по дням, а по часам.
В региональном конкурсе, который проходил во Владивостоке и где собрались дети со всего Дальнего Востока, Алёна Менькова была лучшей.
Когда она закончила играть, члены комиссии встали и долго аплодировали. Талант! Когда награждали победительницу, не скрывали восхищения: чтобы ребенок средней группы так осознанно играл! А вслед за этим был конкурс международный, Алёна и тут была лучшей. Она заняла второе место, просто первое не присудили никому. Именно с ней председатель жюри, профессор Казанской консерватории, захотел позаниматься, сказал, что у Алёны большое будущее.
Довольна ли она своим выступлением? Говорит, что играла хорошо, но все равно надо еще много работать.
Людмила Сергеевна, которая проработала больше тридцати лет в колледже искусств, а ее ученики теперь играют по всей стране и за рубежом, в частности в Америке и Германии, говорит, что впервые видит такую целеустремленную девочку. Она внимательно слушает педагога, если что-то не получается, не плачет и не отчаивается, а садится за пианино и работает, пока не добьется своего. Она такая взрослая, потому что знает чего хочет. А мечта у нее одна – играть, каждый день, в любое время года. Для нее нет каникул, праздников и выходных. Не садится к пианино Алёна только если у нее поднимается температура. Педагог объяснила, что в таком состоянии нельзя заниматься, могут воспалиться суставы. А руки для пианиста – самое главное.
Между конкурсами во Владивостоке образовалась недельная пауза на то, чтобы отдохнуть, собраться с мыслями и чувствами. Но Алёна стала просить бабушку немедленно ехать домой. Целую неделю я не буду играть! Для нее - самое страшное наказание! В Институте искусств пошли им навстречу, дали возможность заниматься, и Алёна играла, не выпадая из музыки ни на один день.
Ей хочется играть Шопена, Скрябина, Рахманинова, Бетховена – сложную программу последних курсов колледжа или консерватории. Простые вещи девочки скучны и неинтересны. Алёна с удовольствием играет классиков, она понимает, о чем эта музыка и как ее надо играть. Сейчас она осваивает «Патетическую сонату» Бетховена. Внешне замкнутая, погруженная в себя, Алена эмоциональна в музыке. Как-то девочка призналась, что в музыке можно выразить свои чувства, но мало кто их поймет.
Где она слушает музыку? На концертах. Вот во Владивостоке ходила на три спектакля Мариинского театра. Хорошо ли играл оркестр? Еще бы! И просто подарок – концерт Юрия Башмета в Хабаровске! А еще Алёна слушает классику на пластинках у бабушки. Так оттачивается хороший вкус.
Людмила Сергеевна замечает, что они с ученицей много говорят о музыке, эпохах, композиторах. Что особенно впечатлило Алёну? Оказывается, биография Милия Балакирева. Композитор, пианист и дирижер, он был невероятно знаменит. А потом талантливый человек стал жертвой придворных интриг, о нем стали плохо отзываться. Десять лет он ничего не писал, был так подавлен, что хотел даже уйти в монастырь. Потом вернулся к музыке, но десять лет оказались вычеркнутыми из жизни!
Увы, такова судьба творческого человека. То тебя публика любит, то ругает, предавая забвению. Путь музыканта может быть тернист и горек. Впрочем, это слишком серьезные материи, чтобы обсуждать их с ребенком. Особенно если у него, несмотря на возраст, яркая насыщенная жизнь, вся в музыке.

Все, кто слышат Алёну, отмечают ее понимание музыки. Как-то художественный руководитель международного фестиваля «Новые имена» Алексей Никитин давал мастер-класс у них в школе. Алёна стала играть романс - красивая музыка, глубокая. Гость был крайне удивлен.
- У этой девочки широкое дыхание и такое длинное мышление, - сказал Алексей Никитин. 
А недавно к ним приезжал преподаватель Московской консерватории. Играли дети из их школы и других. Когда за пианино села Алёна, а она выбрала концерт Баха, ре минор, самый сложный, посмотрел на нее внимательно. На втором рояле стал ей аккомпанировать. Концерт написан для фортепиано с оркестром. Он так воодушевился игрой юной пианистки, поймав ее состояние, что они стали единым целым. Зал кричал: браво!

И Ксения Башмет, всякий раз приезжая в Хабаровск, справляется о судьбе талантливой девочки. Говорит, что ждет ее в Москве.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме