В Хабаровске издали забытые снимки Петра Шимкевича
Музейные архивы хранят много тайн, которые открываются, когда кому-то становится по-настоящему интересно прошлое. И, конечно, всегда притягательны личности, особенно если их творчество объединяет сразу несколько музеев, в том числе европейских. Главный научный сотрудник Гродековского музея Виктория Малакшанова собрала альбом «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. XIX век». Получилась уникальная книга, о которой рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».

История началась больше двух лет назад. В секторе этнографии при создании каталога Виктория Малакшанова обратила внимание на иллюстрации, в частности - фотографии Петра Шимкевича. Оказалось, что они никогда не публиковались. А их достаточно много.
В основном коллекция посвящена буддизму и бурятской культуре. Поскольку ей было интересно больше знать про наши народы Амура, она стала искать дальше. И обнаружила, что в 90-е годы вышел альбом из фондов государственных музеев Берлина со снимками Петра Шимкевича, посвященными гольдам, то есть нашим нанайцам.
В долгое время пустовавшем здании заработала выставка
21 июля 2021, 16:00 0


Как туда попали эти фотографии?
Поиски привели к открытию, что фото Шимкевича хранятся еще и в десяти крупнейших музеях страны, в том числе в Российском этнографическом музее, музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, известном как Кунсткамера, Государственном музее истории религии, многих дальневосточных музеях. Но самая большая коллекция его снимков хранится в Хабаровске, и никто в России о ней не знает. Так родилась идея издать книгу.
Кто же такой автор редких снимков?
Петр Шимкевич - чиновник особых поручений, приехал на Дальний Восток в 1892 году. Он из известной дворянской семьи с польско-немецкими корнями. Получил инженерное образование, после учебы его отправили на стажировку в Париж. Там он отучился два года, вернулся, начал преподавать, женился. Жили они в Санкт-Петербурге. У Петра Поликарповича было два брата, один из них – известный архитектор, в Тбилиси хорошо известно его имя. Здания, построенные по его проектам, включены в государственное культурное наследие. Второй брат – дипломат, он, как и Петр, занялся этнографией. И еще были две сестры, которые близко общались с семьей Чернышевского, потому что состояли с известным писателем в родстве.
Виктория Малакшанова говорит, что подробности личной жизни Петра Шимкевича остались за кадром.
Известно лишь, что, поступив на военную службу, он один отправился на Дальний Восток, оставив жену и ребенка в северной столице. Начать военную карьеру, по признанию самого Шимкевича, его заставила нужда.
Спустя короткое время губернатор Корф отправляет Шимкевича в Забайкалье посчитать иноверцев, описать, каково их истинное положение, и предложить, как помочь народам, которые находятся на грани вымирания. Нужны были точные данные, у всех путешественников они разнились. Из Забайкалья его командируют в Приамурье к эвенкам Верхнебуреинского района.
Там Шимкевич познакомился с якутами, которые ему помогали, и уже в этом путешествии его застало следующее задание – обязательно заехать и описать все китайские селения вдоль Амура. Некоторые ученые считают его данные более достоверными, чем те, что были получены во время официальной переписи.
Шимкевич, по свидетельству современников, был обаятельным человеком, располагающим к себе. Китайцы не скрывались от него, позволяли себя считать и фотографировать.
Шимкевич совершил несколько экспедиций в нанайские стойбища и исследовал духовную культуру нанайцев, написал хорошую монографию с описанием различных обрядов, в частности шаманства. Он был лично знаком и даже привозил шаманов, чтобы они показали свои обряды членам географического общества. Специалисты критиковали его, упрекая в дилетантизме. А он продолжал свою работу, стараясь делать ее честно. Труд его до сих пор остается достоверным источником для ученых.
Есть упоминание, что он привозил американского коллегу – фотографа в нанайское стойбище неподалеку от Хабаровска. Его принимали как доброго знакомого, нисколько не смущаясь того, что их фотографируют.
Прослужив четыре года без отдыха, Шимкевич попросил отпуск и уехал в Петербург, а потом в Берлин навестить родственников. В запасе у него было полгода. В Германии он заболел, ему нужны были деньги. Вот тогда, по одной из версий, он и продал коллекцию негативов Берлинскому музею. В России об этих фотографиях знал достаточно узкий круг людей. Так, негативы, всего больше 600, оказались в Европе.
На это молодёжная организация «Феникс Амура» получила крупный президентский грант
24 октября 2020, 18:00 0
- Коллеги из Берлинского музея не могут подтвердить эту цифру, потому что, по их словам, во время Великой Отечественной войны некоторые негативы пострадали. Обработкой их пока не занимались, - рассказывает автор проекта Виктория Малакшанова.
Возвращаясь к событиям в Берлине, надо сказать, что Шимкевич из-за болезни не смог вовремя прибыть на службу и был уволен. Однако он все же вернулся на Дальний Восток. По-прежнему фотографировал, читал лекции, собирал коллекции. Планировал вторую экспедицию на Амур и Сунгари. Уточнял, не нужны ли музею какие-то экспонаты.
Тогда многое увозилось на запад, Шимкевич же считал, что нужно оставлять уникальные экспонаты здесь, иначе нечего будет показывать потомкам. К слову, большая якутская коллекция в Гродековском музее – серебряные украшения, одежда, в частности, весь свадебный наряд, шаманские сэвэны приобретены им.
Что в этой двухлетней работе поразило ее больше всего?
- Когда нам прислали фотографии из Берлина, мы увидели на снимках наши музейные экспонаты, - говорит Виктория Малакшанова. - Видимо, Шимкевич попросил девушек-манекенщиц облачиться в якутский наряд, сделал студийные снимки и потом продал их. А в Музее имени Жака Ширака на набережной Бранли в Париже обнаружилась коллекция лекарственных трав. Судя по упаковке, а там тоже подписана каждая травинка, это корейский гербарий, который в начале века передал музейщикам Шимкевич.
В книге – 500 снимков известного фотографа, путешественника и этнографа. На них не только нанайцы, буряты, но и якуты, эвенки, китайцы, корейцы. Это документальное свидетельство того, как жили эти народы, как они выглядели, одевались, что делали. Мы видим, как эвен садится на оленя, непременно с правой стороны, и где жили нанайцы или якуты.

Шимкевич лично подписывал каждую фотографию, указывая, кто на снимке, где он сделан и в каком году. И в этом смысле экспонаты бесценны!
Снимки Шимкевича, конечно же, черно-белые, но смотрятся они как цветные, потому что контрастные, отличного качества. А все оттого, что переведены на стеклянный негатив.
Метод этот называется амбротипия, что переводится как «вечный снимок». Время подтвердило, что все так и есть. Негативы и теперь в отличном состоянии.
Представить только: он передвигался на оленях, лодках, санях, нартах, многие километры шел пешком, а ведь стекло такое хрупкое! Явно, что многое безвозвратно потеряно. Тем более ценно то, что осталось.
Проект реализован на средства президентского гранта.
Книга издана тиражом в тысячу экземпляров. Ее разослали по краю в школы и библиотеки. И значит, фолиант можно взять и внимательно, не торопясь, рассмотреть, чтобы увидеть жизнь, давно и навсегда ушедшую, но удивительным образом оставшуюся с нами.

В Хабаровске издали забытые снимки Петра Шимкевича
Автор:

Самая большая коллекция работ этнографа прошлого сохранилась в Гродековском музее

Культура, 07 февраля, 10:15

В Хабаровске издали забытые снимки Петра Шимкевича

Самая большая коллекция работ этнографа прошлого сохранилась в Гродековском музее

В Хабаровске издали забытые снимки Петра Шимкевича
Музейные архивы хранят много тайн, которые открываются, когда кому-то становится по-настоящему интересно прошлое. И, конечно, всегда притягательны личности, особенно если их творчество объединяет сразу несколько музеев, в том числе европейских. Главный научный сотрудник Гродековского музея Виктория Малакшанова собрала альбом «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича. XIX век». Получилась уникальная книга, о которой рассказывает ИА «Хабаровский край сегодня».

История началась больше двух лет назад. В секторе этнографии при создании каталога Виктория Малакшанова обратила внимание на иллюстрации, в частности - фотографии Петра Шимкевича. Оказалось, что они никогда не публиковались. А их достаточно много.
В основном коллекция посвящена буддизму и бурятской культуре. Поскольку ей было интересно больше знать про наши народы Амура, она стала искать дальше. И обнаружила, что в 90-е годы вышел альбом из фондов государственных музеев Берлина со снимками Петра Шимкевича, посвященными гольдам, то есть нашим нанайцам.
В долгое время пустовавшем здании заработала выставка
21 июля 2021, 16:00 0


Как туда попали эти фотографии?
Поиски привели к открытию, что фото Шимкевича хранятся еще и в десяти крупнейших музеях страны, в том числе в Российском этнографическом музее, музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, известном как Кунсткамера, Государственном музее истории религии, многих дальневосточных музеях. Но самая большая коллекция его снимков хранится в Хабаровске, и никто в России о ней не знает. Так родилась идея издать книгу.
Кто же такой автор редких снимков?
Петр Шимкевич - чиновник особых поручений, приехал на Дальний Восток в 1892 году. Он из известной дворянской семьи с польско-немецкими корнями. Получил инженерное образование, после учебы его отправили на стажировку в Париж. Там он отучился два года, вернулся, начал преподавать, женился. Жили они в Санкт-Петербурге. У Петра Поликарповича было два брата, один из них – известный архитектор, в Тбилиси хорошо известно его имя. Здания, построенные по его проектам, включены в государственное культурное наследие. Второй брат – дипломат, он, как и Петр, занялся этнографией. И еще были две сестры, которые близко общались с семьей Чернышевского, потому что состояли с известным писателем в родстве.
Виктория Малакшанова говорит, что подробности личной жизни Петра Шимкевича остались за кадром.
Известно лишь, что, поступив на военную службу, он один отправился на Дальний Восток, оставив жену и ребенка в северной столице. Начать военную карьеру, по признанию самого Шимкевича, его заставила нужда.
Спустя короткое время губернатор Корф отправляет Шимкевича в Забайкалье посчитать иноверцев, описать, каково их истинное положение, и предложить, как помочь народам, которые находятся на грани вымирания. Нужны были точные данные, у всех путешественников они разнились. Из Забайкалья его командируют в Приамурье к эвенкам Верхнебуреинского района.
Там Шимкевич познакомился с якутами, которые ему помогали, и уже в этом путешествии его застало следующее задание – обязательно заехать и описать все китайские селения вдоль Амура. Некоторые ученые считают его данные более достоверными, чем те, что были получены во время официальной переписи.
Шимкевич, по свидетельству современников, был обаятельным человеком, располагающим к себе. Китайцы не скрывались от него, позволяли себя считать и фотографировать.
Шимкевич совершил несколько экспедиций в нанайские стойбища и исследовал духовную культуру нанайцев, написал хорошую монографию с описанием различных обрядов, в частности шаманства. Он был лично знаком и даже привозил шаманов, чтобы они показали свои обряды членам географического общества. Специалисты критиковали его, упрекая в дилетантизме. А он продолжал свою работу, стараясь делать ее честно. Труд его до сих пор остается достоверным источником для ученых.
Есть упоминание, что он привозил американского коллегу – фотографа в нанайское стойбище неподалеку от Хабаровска. Его принимали как доброго знакомого, нисколько не смущаясь того, что их фотографируют.
Прослужив четыре года без отдыха, Шимкевич попросил отпуск и уехал в Петербург, а потом в Берлин навестить родственников. В запасе у него было полгода. В Германии он заболел, ему нужны были деньги. Вот тогда, по одной из версий, он и продал коллекцию негативов Берлинскому музею. В России об этих фотографиях знал достаточно узкий круг людей. Так, негативы, всего больше 600, оказались в Европе.
На это молодёжная организация «Феникс Амура» получила крупный президентский грант
24 октября 2020, 18:00 0
- Коллеги из Берлинского музея не могут подтвердить эту цифру, потому что, по их словам, во время Великой Отечественной войны некоторые негативы пострадали. Обработкой их пока не занимались, - рассказывает автор проекта Виктория Малакшанова.
Возвращаясь к событиям в Берлине, надо сказать, что Шимкевич из-за болезни не смог вовремя прибыть на службу и был уволен. Однако он все же вернулся на Дальний Восток. По-прежнему фотографировал, читал лекции, собирал коллекции. Планировал вторую экспедицию на Амур и Сунгари. Уточнял, не нужны ли музею какие-то экспонаты.
Тогда многое увозилось на запад, Шимкевич же считал, что нужно оставлять уникальные экспонаты здесь, иначе нечего будет показывать потомкам. К слову, большая якутская коллекция в Гродековском музее – серебряные украшения, одежда, в частности, весь свадебный наряд, шаманские сэвэны приобретены им.
Что в этой двухлетней работе поразило ее больше всего?
- Когда нам прислали фотографии из Берлина, мы увидели на снимках наши музейные экспонаты, - говорит Виктория Малакшанова. - Видимо, Шимкевич попросил девушек-манекенщиц облачиться в якутский наряд, сделал студийные снимки и потом продал их. А в Музее имени Жака Ширака на набережной Бранли в Париже обнаружилась коллекция лекарственных трав. Судя по упаковке, а там тоже подписана каждая травинка, это корейский гербарий, который в начале века передал музейщикам Шимкевич.
В книге – 500 снимков известного фотографа, путешественника и этнографа. На них не только нанайцы, буряты, но и якуты, эвенки, китайцы, корейцы. Это документальное свидетельство того, как жили эти народы, как они выглядели, одевались, что делали. Мы видим, как эвен садится на оленя, непременно с правой стороны, и где жили нанайцы или якуты.

Шимкевич лично подписывал каждую фотографию, указывая, кто на снимке, где он сделан и в каком году. И в этом смысле экспонаты бесценны!
Снимки Шимкевича, конечно же, черно-белые, но смотрятся они как цветные, потому что контрастные, отличного качества. А все оттого, что переведены на стеклянный негатив.
Метод этот называется амбротипия, что переводится как «вечный снимок». Время подтвердило, что все так и есть. Негативы и теперь в отличном состоянии.
Представить только: он передвигался на оленях, лодках, санях, нартах, многие километры шел пешком, а ведь стекло такое хрупкое! Явно, что многое безвозвратно потеряно. Тем более ценно то, что осталось.
Проект реализован на средства президентского гранта.
Книга издана тиражом в тысячу экземпляров. Ее разослали по краю в школы и библиотеки. И значит, фолиант можно взять и внимательно, не торопясь, рассмотреть, чтобы увидеть жизнь, давно и навсегда ушедшую, но удивительным образом оставшуюся с нами.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме