Главное
Культура, 20 ноября, 10:49

Шестьдесят тайн покажет Гродековский музей Хабаровска

Там открывается выставка «Ковры Приамурья»

Шестьдесят тайн покажет Гродековский музей Хабаровска
Фото: Хабаровский краевой музей имени Н. Гродекова
На выставке «Ковры Приамурья», которая открывается в в Хабаровске в Гродековском музее 20 ноября, представлено почти шесть десятков произведений коврового искусства коренных малочисленных народов, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
- Самый ранний ковер производства 1941 года, - рассказывает заведующая научно-исследовательским сектором этнографии, кандидат искусствоведения Галина Титорева. - Его автор Майла Егоровна Актанка в 1937 году принимала участие в международной выставке в Париже. Известна тем, что первой стала вводить в орнамент советскую символику. И делала она это так искусно, стилистически вплетая тот же серп и молот в свой узор, что его сразу и не разглядишь.
Изучая ковровое искусство, специалисты сделали для себя некоторые открытия. Наиболее развит этот вид искусства у нанайцев и ульчей. Для ковров существовал свой орнамент, он не мог появляться на других предметах и одежде. Он тот самый традиционный, который возник много веков назад, и в котором сохранялись смысловые знаковые вещи, понятные только представителям этих народов.
- На всех коврах присутствует главный орнаментальный элемент – спираль, - объясняет Галина Титорева. - Большая размашистая или мелкая упругая, очень динамичная. Она заполняет все пространство. Ни у кого больше нет такого доминирующего элемента, как у наших коренных народов. Спираль – удивительный знак первобытной культуры. Это и ухо, и лепестки цветка, и молекула ДНК, и большинство галактик имеют такую же форму. Вероятно, в этом был какой-то шифр, послание, смысл которого безвозвратно утрачен. А потому мы воспринимаем изделия как декоративно-прикладное искусство, и не более того.
Второй элемент орнамента, который часто встречается – изображение животных: птиц, бабочек, змей, рыб. Они так мастерски вплетены в орнамент, что становятся неотъемлемой его частью. В этом и есть мастерство.
Ковры в приамурской культуре – явление достаточное новое. Коренные народы жили в насыпных домах скановой системы, где дымоход располагался вдоль стен. Коврами аборигены стали украшать свои жилища только, когда началось освоение Приамурья. Славяне стали строить срубные дома, в которых были стены, и коренные народы стали делать точно так же. Расцвет творчества мастериц пришелся на 50-80-е годы прошлого века. В стране устраивалось огромное количество выставок, фестивалей, музеи стали покупать ковры, понимая их художественную ценность.
Глядя на эти произведения искусства, пытаешься понять, откуда у мастериц, которые нигде не учились, такое понимание формы, масштаба, композиции - а она безупречна - и цвета?
- В основном орнамент мастерицы получали от своих мам и бабушек, - говорит моя собеседница. – Образцы хранятся на рыбьей коже или на клочках старых газет. Но есть мастерицы, которые сами создают орнамент. Анна Александровна Самар рассказывала, что в детстве она шла в лес, ложилась на траву и смотрела в небо. Она видела переплетения ветвей, солнечные блики. Чтобы сохранить все это в памяти, брала большие листья деревьев и зубами выдавливала орнаменты. А когда стала взрослой, мастером, членом Союза художников, брала бумагу, складывала ее четыре раза и ножницами начинала вырезать узор.
Кроме оригинального узора мастерицы использовали уникальную технологию, которая позволяет коврам оставаться в целостности и сохранности. Они не желтеют и не расходятся по швам. Представленная выставка недавно вернулась из Санкт-Петербурга и Иркутска, где вызвала необычайный интерес и самые восторженные отзывы. В Хабаровске демонстрация продлится до 10 января 2022 года.

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме