Завораживающую технологию живописи горячим воском приручила Светлана Тиканова – хабаровский фотограф, открывший в себе художника.
Посетители галереи, в которой представлены картины Светланы, всякий раз удивляются, когда узнают, что автор, создавая их, не использовал эмаль. Но с этим материалом у работ, выполненных в технике «энкаустика», нет ничего общего. Схож, разве что, матовый, едва уловимый блеск, подчеркивающий рельеф и многослойные фактуры изображения. Цветы на этих картинах невероятно объемны и будто подсвечены изнутри лунным сиянием, а фантазийные птицы, вырываясь с полотна, вот-вот заденут крыльями небо.
Редкий зритель, завороженно разглядывающий детали панно, сможет догадаться, что написано оно не красками, а кроме привычных кистей художнику помогали утюг и газовая горелка.
Энкаустика известна со времен древнего Египта. Первые образцы, выполненные в этой технике, были найдены при раскопках в оазисе Фаюм. Прекрасно сохранившиеся портреты археологи обнаружили в усыпальницах. По всей видимости, люди заказывали художникам свои изображения еще при жизни, чтобы забрать их с собой в загробный мир. В отличие от стандартных схематичных древнеегипетских рисунков, фаюмские портреты отличаются объёмом и яркостью образов.

Позже эллинистическая техника энкаустики использовалась в ранней иконописи, уступив позднее место темпере – водоразбавляемой краске.
В 1920-х годах советские художники воссоздали технику рисования горячим воском, используя описание инструментов, найденных в захоронениях. Сегодня на смену громоздкой паяльной лампе, которую использовали в начале XX века, пришли газовые горелки и утюжки, с помощью которых художники, работающие с воском, поддерживают оптимальную температуру материла.
Именно многослойность придаёт картинам Светланы такую осязаемую текстуру и объём. В некоторых работах из слоёв воска проступают цветные стеклышки, а иногда на раскрытие темы работают и привычные в быту предметы. Так, например, обычная авоська становится неводом для рыб. Завораживают и абстрактные композиции, тем более что цвет в энкаустике приобретает особое звучание.

Одна из вечных тем для художницы - гранаты. Прошлым летом она побывала в Армении, и фактурные плоды, щедро вскормленные солнцем, врезались в память. Собралась уже целая серия - от маленьких картин размером с керамическую плитку до больших панно.

- По моему характеру, мне проще работать с небольшим форматом, - рассказывает художник. - Маленькие композиции делаются на одном дыхании. Родилась идея, эмоция, я взяла холст и высказалась. К большим же панно нужно подходить с запасом времени и сил.
Путь подсказали птицы
Энкаустика появилась в жизни фотографа, когда она поняла, что фотоискусство больше не приносит прежней радости от творческого процесса.
Когда Светлана заинтересовалась восковой живописью, оказалось, что в России практически нет художников, работающих в этой технике. Ей пришлось методом проб и ошибок самой прокладывать себе путь. Первые краски были сварены из обычных парафиновых свечек, остатки которых Светлане отдавали знакомые и соседи.
С момента знакомства с удивительной энкаустикой прошел уже год, и сейчас в коллекции художницы не одним десяток картин. Однако Светлана Тиканова признается, что все они - только проба пера. Сейчас автор работает над сериями панно большого формата и планирует дальнейшее погружение в возможности восковой живописи.